МаргаритаТимофеева
Открытое занятие по развитию речи «Бытовая техника, история утюга»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе.
Воспитатель: Тимофеева Маргарита Вячеславовна.
Цель:
Развитие речи у детей во время беседы о бытовых электроприборах.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Открытое занятие по развитию речи „Бытовая техника, история утюга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Обобщить знания детей о бытовых электроприборах их назначении и правилах безопасного пользования. Расширить представления об их устройстве. Уточнить словарь по теме «электроприборы».
Развивающие :
Развивать внимание, логическое мышление, память, ориентировку на плоскости, в линейном ряду. Закрепить в памяти детей: слева, справа, снизу, между. Развивать знаково-символическую деятельность, творческие возможности.
Воспитательные:
Закреплять правила пользования электроприборами. Сохранять здоровье детей путем проведения физкультминутки. Учить детей сотрудничать, взаимодействовать в процессе деятельности.
Оборудование:
Мольберт, иллюстрации с изображением электроприборов, магазин с электроприборами (игрушки). Разрезные картинки, проектор с презентацией о развитии бытовой техники, старинные утюги, современный утюг, отрезы ткани: разглаженная и мятая.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости!
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
- Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Давайте поздороваемся!
Дети: доброе утро!
(В группу вносят письмо).
- Воспитатель: интересно, от кого пришло письмо?
Ребята, сначала нас просят отгадать загадку, чтобы узнать от кого пришло письмо:
Загадка.
«Старательна, трудолюбива,
Добра и очень красива,
На бал она попала,
Но туфельку там потеряла».
- Дети: Золушка.
- Воспитатель: верно, Золушка. Воспитатель зачитывает письмо от Золушки.
«Здравствуйте, мои друзья! Скоро во дворце состоится бал. Мне очень хочется поехать, но злая мачеха приказала выполнить очень много работы. Мне с такой работой быстро не справиться. Я решила обратиться к вам за помощью. Подскажите, какими приборами я могу воспользоваться, чтобы быстро сделать свою домашнюю работу?
- Воспитатель: - Я как раз знаю одно замечательное стихотворение, которое поможет вам найти ответ на вопрос Золушки:
- Давайте скорее читать!
Очень любим дом мы свой
И уютный, и родной
Но не каждый бы сумел
Переделать массу дел
Нужно дома нам убрать
Приготовить, постирать
А еще белье погладить
Как со всей работой сладить?
И чудесно, что сейчас
Есть помощники у нас.
Труд они нам облегчают,
Время наше сберегают
А приходится им братцы
Электричеством питаться
Всем понятно и без спора,
Это - электроприборы.
- Воспитатель: бытовые приборы - это наши верные помощники.
- Для чего же нужны людям бытовые приборы?
- А где же мы можем приобрести бытовую технику?
- Дети: в магазине!
- Воспитатель: правильно! Тогда мы отправляемся с вами в магазин!
Мы поедем на новом Московском транспорте, называется МЦК - Московское Центральное Кольцо
(Дети встают парами и движутся под музыку по группе).
- Воспитатель: ну вот мы и приехали в магазин!
(Воспитатель и дети подходят к магазину электроприборов).
- Воспитатель: Глаза разбегаются от количества представленной техники!
- А теперь будьте внимательны! Назовите предметы, которые расположены на первой полке. Теперь на второй. На третьей полке.
- Назовите предмет справа от пылесоса.
- Назовите предмет слева от вентилятора, и т. д.
- Назовите предмет, который стоит между миксером и вентилятором.
(Дети садятся на стульчики.)
- Воспитатель: - Мы попробуем разобраться с вами какая техника и для какой цели необходима.
- Кто отгадывает загадку тот показывает картинку с отгаданным электроприбором.
ЗАГАДКИ:
1. Вот холодный шкаф большой.
В нем морозно как зимой.
И хранятся в нем продукты:
Мясо, овощи и фрукты.
Если дверь закрыть забыли,
Станет холодно в квартире.
Просигналит как будильник
Нам об этом. (Холодильник)
- Воспитатель: для чего же людям нужен холодильник?
(Дети отвечают.)
2. Если где-то заприметит он пыль,
Заведётся, будто он автомобиль.
Загудит, зарычит и покатится,
И от пыли ничего не останется (пылесос)
- Воспитатель: для чего необходим пылесос?
(Дети отвечают.)
3. Крутит-вертит барабан
Мамина помощница.
В ней простынка, сарафан
Чисто прополощутся.
(стиральная машина)
- Воспитатель: для чего человеку стиральная машина?
(Дети отвечают.)
4. Он мгновенно без проблем, нам собьет для торта крем.
(миксер)
- Воспитатель: для чего человеку миксер?
(Дети отвечают.)
5. Его в розетку мы включаем,
когда хочется нам чаю. (электрический чайник)
- Воспитатель: для чего человеку электрический чайник?
(Дети отвечают.)
- Воспитатель: итак, мы с вами разобрались в предназначении бытовой технике, для каких целей она необходима.
- Воспитатель: а вы знаете, что в старину наши прабабушки и прадедушки не могли пользоваться бытовой техникой, как вы думаете, почему?
- Дети: потому что ее просто не было.
- Воспитатель: сейчас я включу волшебный фонарь, который поможет нам совершить путешествие во времени.
(Использование проектора).
1 слайд: Древние люди у костра.
- Воспитатель: посмотрите, вот так древний человек готовил себе еду на костре, что было очень неудобно, приготовленная еда всегда была в копоти от огня и дыма.
2 слайд: Русская печь.
- Воспитатель: прошло много – много лет и человек научился складывать печь для приготовления еды, она давала тепло всему дому.
3 слайд: Плита.
- Воспитатель: а уже потом изобрели плиту, которой мы пользуемся до сих пор.
4 слайд: Хозяйки стирают белье в водоеме или в тазу с помощью специальной ребристой доски.
- Воспитатель: раньше хозяйки стирали белье в водоемах рек и озер.
Как вы думаете, это было легко?
(Дети отвечают.)
- Воспитатель: конечно, это был тяжелый труд.
5 слайд: Стиральная машина.
- Воспитатель: а современные хозяйки пользуются стиральной машиной.
6 слайд: Метелка.
- Воспитатель: что это?
(Дети отвечают.)
- Воспитатель: для чего люди раньше использовали веник или метлу? Что делают метлой?
(Дети отвечают.)
- Воспитатель: что же люди придумали для облегчения уборки в доме?
(Дети отвечают.)
- Воспитатель: правильно, пылесос.
7 слайд: Пылесос.
Физкультминутка.
Использование активной музыки по теме бытовой техники : «Помогатор» (Фиксики).
- Воспитатель: мы с вами говорили о том, как люди готовили пищу, стирали белье, наводили порядок в доме. Сегодня, я хочу рассказать вам историю одного бытового прибора, а про какой прибор пойдет речь попробуйте отгадать.
Пароход держу в руке,
Хвост его - в розетке.
По простыночной реке
Он плавает нередко.
Все морщинки разрулит
И загладит складки.
Вам известен он на вид,
Не правда ли, ребятки? (Утюг)
- Воспитатель: для чего нужен утюг людям?
- Дети: утюгом гладят, чтобы одежда была опрятная, не мятая, а еще, чтобы разгладить вещи после стирки…
- Воспитатель: да, правильно, и сегодня мы узнаем много нового об этом приборе.
Люди всегда хотели выглядеть опрятно. Сначала люди даже не гладили, а просто хорошо встряхивали белье после стирки. Потом заметили: если положить ткань подо, что-нибудь тяжелое, например, камень, то складки разглаживаются. А уже позднее догадались использовать горячие предметы, ведь они делали процесс разглаживания еще проще.
8 слайд: Рубель.
В России придумали такое приспособление для глажки: наматывали одежду или белье на скалку и проводили рубелем (ребристой доской). Это называлось – катать рубелем. Правда от такого катания ткань быстро приходила в негодность.
Позже появился угольный утюг. Он представлял собою железную коробку с ручкой, которая открывалась, и внутрь засыпались угольки. Плохо было то, что угольки иногда выпадали из отверстий и прожигали одежду. И еще он был тяжелым
(Показ настоящего угольного утюга).
Один из детей подходит и пробует подержать утюг. Рассказывает о своих ощущениях.
- Воспитатель; - Ребята, когда я была маленькой девочкой, у нас в семье тоже был вот такой утюг – чугунный. Очень тяжелый. Его разогревали на огне и когда он становился горячим им начинали гладить. Когда утюг остывал, то его опять грели на огне.
(Показ настоящего чугунного утюга)
(Один из детей подходит и пробует подержать утюг в руках. Рассказывает о своих ощущениях).
- Воспитатель: расскажите из чего состоит утюг, из каких частей?
- Дети: утюг состоит из корпуса, подошвы, ручки, шнура с вилкой.
- Воспитатель: из каких материалов сделаны эти части?
Как вы думаете почему ручку у утюга не сделали металлической?
- Дети: металл нагревается, можно обжечь руку.
- Воспитатель: для чего нужны отверстия на поверхности подошвы?
- Дети: через них выходит горячий пар, чтобы материал легче было гладить.
Все ткани требуют совершенно разной температуры для глажки. Поэтому у утюга есть регулятор, с помощью которого можно управлять нагревом подошвы.
Посмотрите, два небольших отреза ткани. Один после стирки не погладили, а другой разгладили утюгом. Сравните их. Есть разница?
(Дети обследуют ткань и отвечают.)
- Воспитатель: как нужно обращаться с утюгом, чтобы не случилась беды? Давайте вспомним.
Пользоваться утюгом могут только взрослые.
Нельзя оставлять утюг включенным.
После того как погладили, нужно ставить утюг на специальную подставку.
Утюг нужно держать только за ручку, нельзя касаться его подошвы, когда он нагрет.
- Воспитатель: хорошо ребята, теперь, когда мы с вами проговорили правила безопасного обращения с утюгом нам необходимо помочь Золушке! Мы сможем собрать для нее необходимую бытовую технику. Ведь ей так хочется попасть на бал! Сейчас, вы разделитесь на четыре команды, подойдете к столам и соберёте разрезные картинки.
(Дети делятся на четыре команды и собирают разрезные картинки.)
- Воспитатель: молодцы ребята! Мы отправляем бытовую технику в сказку к Золушке.
Рефлексия.
Ребята, скажите где мы сегодня были?
Для чего нужны электроприборы?
С какими старинными предметами быта мы сегодня познакомились?
Как нужно себя вести, чтобы с нами не произошло беды?