Аюпова Гульфия Нурлыгаяновна
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Оранжевое чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей приемам исследовательской деятельности : выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
- Активизировать познавательную активность детей, придавая ей творческий, исследовательский, инициативный характер.
- закреплять знания детей о мандарине
Публикация «Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Оранжевое чудо“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- обогащать словарный запас детей (поры, цедра, лимонен)
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
- Развивать творческое воображение, исследовательские умения и навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать желание сотрудничать, умение договариваться в ходе совместной деятельности.
- Способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.
Ход занятия:
Педагог: Ребята у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.
Колокольчик наш звенит, заливается
Мальчики и девочки в круг собираются!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
Топнем левою ногой,
Щелкнем правою рукой.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Педагог: Ребята, сегодня на адрес нашего детского сада пришла посылка из далека.
А что в посылке?
Может кто – нибудь угадает?
Дети: Ответы
Дидактическая игра
Педагог: Может по запаху узнаем, что там?
А какой запах у мандарина?
А что вы знаете о мандаринах? (вкусный, растёт в тёплых странах)
Ответы детей:
Педагог: А сейчас давайте посмотрим на экран
Слайд №1
В природе мандарины – это небольшие вечнозеленые деревья с блестящими листьями, которые никогда не опадают. Мандарины появились очень давно. Родина мандаринов – страна Китай.
Слайд №2
Мандариновые деревья растут во всех странах с жарким климатом. Чтобы мандаринов было много, в теплых странах сажают целые мандариновые сады.
Слайд №3
Когда мандарины созреют и станут ярко-оранжевого цвета, их собирают, и укладывают в коробки. Затем коробки с мандаринами отправляют туда, где мандарины не растут. Так они попадают к нам, в наши магазины.
Педагог: А хотите узнать ещё больше о мандаринах?
Ребята, сейчас я предлагаю отправиться в лабораторию провести эксперимент с мандарином. Вы хотите быть моими помощниками – лаборантами?
Чтобы не испачкать свою одежду в лаборатории принято носить спецодежду. Надевайте, пожалуйста, халаты, теперь вы лаборанты, а я старший научный сотрудник.
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Давайте повторим эти правила.
Правило №1. Не кричать
Правило № 2. Работать только на своем месте.
Правило № 3. Не трогать без разрешения.
Правило №4. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.
Правило №5. Бережно обращаться с оборудованием. Соблюдать осторожность.
-Уважаемые лаборанты, перед вами – материалы для исследования. Назовите их (мандарины, салфетка, контейнер с водой, лупа).
Дети: Ответы
Опыт № 1. Рассматривание через лупу.
Педагог: Возьмите в руки один мандарин потрогайте (потрите).
- Что вы можете сказать о кожуре мандарина, какая она на ощупь?
(неровная, с бугорками, шероховатая, пупырчатая, пористая)
Дети: Ответы
Педагог: Какой прибор нам поможет лучше рассмотреть мандарин? (Лупы)
Давайте рассмотрим кожуру мандарина через лупу, что вы видите на кожуре?
Чем покрыто кожура мандарина? (порами)
Дети: Ответы
Чем заполнены эти поры? (воздухом)
И так кожура мандарина покрыта порами. В этих порах находится воздух.
Педагог: Положили лупы.
Переходим к другому опыту.
Опыт №2
Педагог: Как вы думаете в воде мандарин утонет или нет?
Педагог: Давайте проверим
Берем один мандарин и опускаем его в воду, что произошло? (он не тонет держится на поверхности воды)
Дети: Ответы
Педагог: и даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Значит мандарин умеет плавать.
Возьмем второй мандарин и почистим его. Как вы думайте, если опустить мандарин без кожуры утонет или нет?
Давайте проверим, утонет ли мандарин без кожуры.
Дети: Ответы
Педагог: Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает?
Педагог: Дело в том что мандариновая кожура покрыта порами. Поры наполнены мелкими пузырьками воздуха. Воздух легче воды, поэтому вода и выталкивает мандарин, то есть, кожура для мандарина является своеобразным «спасательным жилетом» и не дает мандарину утонуть. В очищенном мандарине нет воздуха, поэтому он утонул.
А теперь достаем из воды неочищенный мандарин, вытираем, убираем на стол. Он понадобится нам для следующего опыта.
Опыт № 3 «Сколько долек в мандарине?»
Педагог: Скажите, можно ли узнать сколько долек в мандарине, не снимая с него кожуры? Если можно? А как?
Дети: Ответы
Педагог: Тогда давайте проведем еще один опыт. Взяли мандарин, оторвите хвостик.
Под хвостиком вы увидите малюсенькие точки. Увидели? Через эти точки, мандарин впитывает соки в свои дольки. А чтобы лучше было видно, давайте рассмотрим эти точки с помощью лупы. Сколько точек, столько и долек. Давайте посчитаем точечки и проверим. Совпадёт ли количество точек с дольками.
Дети: Ответы:
Педагог: А какой вывод можно сделать? Сколько точек, столько и долек. Ребята я так устала, а вы, давайте присядем и сделаем пальчиковую гимнастику. Приготовили пальчики.
Мы делили мандарин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа, -
Эта долька - для стрижа, -
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят, -
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура. -
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто-куда
Мы ещё не попробовали апельсин на вкус. Попробуем на вкус?
Вкус какой? Ответы детей. Мандарины бывают разных сортов и они могут иметь разные вкусы.
Что можно приготовить из мандарина? (джем, варенье, мармелад, сок, цукаты)
Мандарины богаты витамином С, который повышает иммунитет, улучшает настроение. У некоторых людей мандарин может вызвать аллергию. Этим людям нельзя есть мандарин. Поэтому перед тем, как дать вам на пробу апельсин, я узнавала, можно ли вам есть мандарин?
Ребята, я еще прочитала, что с помощью сока цедры мандарина можно лопнуть шарик. А что такое цедра.
Дети: Ответ
Опыт №4
Педагог: Правда это или нет, давайте проверим. Этот опыт он опасный, поэтому буду делать только я.
Я сейчас возьму цедру мандарина, немного согну её и брызгаю сок на шарик. Что произошло? Шарик лопнул, а как вы думаете, почему?
Дети: Ответы
Дело в том, что сок, который я выдавила из цедры мандарина содержит особое вещество, называется он - лимонен. Лимонен используют при производстве косметики, духов, так как он придает лёгкий цитрусовый аромат. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши шарики. Вот так все просто.
Вывод в цедре мандарина есть вещество лимонен, который растворяет резину.
Что вы узнали сегодня нового о мандарине?
Какая страна является родиной мандарина?
Ответы: Детей
Педагог: Теперь наведем порядок в лаборатории, снимаем халаты, возвращаемся в группу.
Ребята, вам понравилось наше занятие?
Рефлексия: (Мандариновое дерево) Ребята, у вас на столе лежат мандариновые смайлики, если вам было все интересно и понятно, то возьмите веселый смайлик, если у вас возникли затруднения, то возьмите смайлик думающий, и прикрепите на дерево.