Юлия Абашева
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Волшебная соль
Актуальность: Детское экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте оно является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребенка- склонность к экспериментированию - и есть наиважнейшая задача педагогов.
Детское экспериментирование – широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятельно поэкспериментировать с новым материалом, а потом поставить перед ним некую задачу, которую он должен решить на похожем, но несколько отличном материале, он справляется с задачей легко и огромным интересом. Ребенок, имеющий опыт экспериментирования, не ограничивается одним единственным решением, а предлагает различные варианты. Он подходит к решению задачи творчески.
Публикация «Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
1. Развивающие:
- развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
- развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
2. Учебные:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, видах соли;
- уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе и жизни человека.
3. Воспитательные:
- воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования.
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы по теме соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора.
Оборудование: клубки из ниток (большой и маленький, тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, стаканчики с водой, 2 куриных яйца, прозрачная емкость с пресной водой, соль, грязный стакан из под чая, губка для посуды.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Посмотрите, у меня в руках клубочек, давайте будем передавать его друг другу и думать о чем-нибудь хорошем! (Дети закрывают глаза, меняется клубок на большой). Посмотрите ребята, от наших хороших эмоций наш клубок вырос и стал большим. Давайте поставим его на видное место, и когда кому то станет грустно, можно взять его в руки, и он подарит вам частичку хорошего настроения!
Ребята, вы знаете кто такие исследователи? (ответы детей)
Исследователи – это люди, которые занимаются научными исследованиями.
Скажите ребята, вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, где сегодня вы станете исследователями. А кто из вас вспомнит, что такое лаборатория?
Это такое место (учреждение) где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования.
Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорит воспитатель.
Дети проходят через сухой дождь и перемещаются в лабораторию.
- ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?
Перед каждым ребенком лежат мешочки. Возьмите в руки мешочки.
- Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? ( Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т. д.)
- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей)
- Правильно, это всем известная нам соль. Кто-нибудь из вас знает, откуда мы берем соль.
Воспитатель: Сейчас вы узнаете, где и как добывают соль. На севере Тамбовской области расположено красивое и загадочное озеро Баскунчак. Оно продолговатое по форме, небольших размеров. Тысячи ручейков несут в него соленую воду. Вода испаряется, а соль оседает. Озеро это называется Всероссийской солонкой, так как соль из этого озера поставляется по всей стране. Раньше её добывали вручную, а сейчас соль добывают специальной машиной – солекомбайном. На соляном заводе её красиво упаковывают и вывозят во все уголки нашей большой страны.
Воспитатель: Кроме этого соль добывают еще и в других местах. Например, по изображению на гербе города можно догадаться о добыче там соли. Так, например изображение соли можно встретить на гербе г. Энгельса Саратовской обл. (бык везет чашу с солью). На гербе г. Усолье Сибирское – в серебряном поле символический знак соли. Соль добывают и в г. СольИлецк. Вверху герба – изображен серебряно-лазоревый кристалл соли. На гербе г. Соликамск – соляной колодец с опущенным ведром для вынимания соли. Вот теперь вы и узнали, где добывают соль. А теперь давайте посмотрим как это происходит. (Видео)
Физкультминутка «Хорошее настроение»
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь, На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь, Встаньте прямо – улыбайтесь!
Да, осмотром я довольна, Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров. И к заданию готов!
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомой соли. Для проведения опытов по исследованию соли и ее свойств, нам понадобится определенное оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного соли. Что происходит с солью? (ответы детей). Если она легко сыпется, то можно сказать, что она (ответы детей). Правильно: сыпучая. (Вывешивается символ, символизирующий это свойство соли)
- А теперь рассмотрите соль. Какого она цвета? На что похожи крупинки соли? А теперь понюхайте соль! Имеет ли она запах? Попробуйте немного соли. Какая она на вкус? (Ответы детей)
Каждое свойство соли подкрепляется текстом.
А теперь подвиньте к себе блюдечко с солью и надавите на неё сухой ложкой, вы слышите хрустящие звуки? Можно сравнить их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
- Представьте себе такую ситуацию: мешочек с солью оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с солью? (предположения детей).
Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите ложечкой из мешочка соль, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с солью? (ответы детей). Вода изменила свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменила соль вкус воды? Вывешивается символ.
Давайте с вами вспомним, какие свойства соли мы с вами уже изучили.
Соль : сыпучая, белого цвета, крупинки похожи на кристаллы, соль не имеет запаха, она соленая, легко растворяется в воде. Соль не меняет цвет воды, но меняет ее вкус.
- Прежде чем мы продолжим опыты с солью, давайте отдохнем. Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов.
- Я вам буду называть блюда, в которые кладут соль и те, в которые не кладут соль. Если вы услышите название блюда, в которое кладут соль, - хлопаете. Не кладут – ничего не делаете.
Варенье, котлеты, чай, борщ, компот, кисель, картошка, мармелад, каша, жареная рыба, винегрет, уха, конфеты, пироги.
Ребята, скажите, чем отличается вода в море, озере, реке? (в море вода соленая, а в реке и озере пресная, т. е. без соли).
Посмотрите, у меня есть 2 куриных яйца, как вы думаете, если я опущу одно в соленую, а другое в пресную воду, что станет с каждым яйцом?
Берем 1 яйцо, опустить в ёмкость с пресной водой.
Второе яйцо опустить в ёмкость с солёной водой.
- Что произошло с яйцом в пресной воде? В солёной? (яйцо опустилось на дно, яйцо поднялось на поверхность)
Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее в ней утонуть.
И так мы выявили отличия свойств солёной и пресной воды и узнали, что солёная вода поднимает лёгкие предметы (например, яйцо) на поверхность.
Физкультминутка «Как приятно в море плавать».
Как приятно в море плавать! (Плавательные движения брасом.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Только море впереди. (Наклоны вперед – руки вперёд.)
Сверху небо погляди. (Потягивания – руки вверх.)
К солнцу тянемся все вместе!
По волнам ходьба на месте! (Ходьба на месте.)
За ракушками ныряем, Их в корзинки собираем. (Приседание.)
И как можно выше прыгнем! Через волны перепрыгнем! (Прыжки на месте.)
А теперь пора нам, братцы, Нам из моря выбираться. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: А теперь посмотрите у меня грязный бокал, на котором налет от чая. Я насыпаю на губку немного соли и почищу бокал, ополаскиваю его водой.
Что стало с бокалом (он стал чистым).
Соль выступает как чистящее средство.
Воспитатель: Скажите мне, где еще применяется соль? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, соль используют для засолки продуктов. - А как вы думаете, для чего засаливают продукты? - Правильно. Для длительного хранения. ( Вывод: соль убивает микробы, не дает портиться продуктам). Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения. На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся, добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.
А сейчас я хочу показать вам фокус «Сортировка»
Ребята, у меня сегодня случайно просыпалась соль и перемешалась с перцем. Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль?
Сейчас я надую шарик и потру им о шерстяной свитер, подношу ближе к соли с перцем.
Что вы видите? (ответы детей)
Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.
Объяснение:
Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.
Ребята, вот и закончилось наше исследование соли, давайте сделаем выводы, что мы сегодня узнали о соли.
Соль : сыпучая, белого цвета, крупинки похожи на кристаллы, соль не имеет запаха, она соленая, легко растворяется в воде. Соль не меняет цвет воды, но меняет ее вкус, узнали, что солёная вода поднимает лёгкие предметы (например, яйцо) на поверхность (эффект моря). Соль выступает как чистящее средство, применяют на кухне, а так же для лечения некоторых болезней.
А теперь нам пора возвращаться в нашу группу (дети проходят через сухой дождь)
Воспитатель: Ребята, скажите, понравилось ли вам занятие?
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали про соль?
Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали!