Приложение МААМ

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная соль»

Юлия Абашева
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Волшебная соль

Актуальность: Детское экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте оно является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребенка- склонность к экспериментированию - и есть наиважнейшая задача педагогов.

Детское экспериментирование – широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятельно поэкспериментировать с новым материалом, а потом поставить перед ним некую задачу, которую он должен решить на похожем, но несколько отличном материале, он справляется с задачей легко и огромным интересом. Ребенок, имеющий опыт экспериментирования, не ограничивается одним единственным решением, а предлагает различные варианты. Он подходит к решению задачи творчески.

Публикация «Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Волшебная соль“» размещена в разделах

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи:

1. Развивающие:

- развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;

- развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

2. Учебные:

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, видах соли;

- уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе и жизни человека.

3. Воспитательные:

- воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования.

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы по теме соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора.

Оборудование: клубки из ниток (большой и маленький, тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, стаканчики с водой, 2 куриных яйца, прозрачная емкость с пресной водой, соль, грязный стакан из под чая, губка для посуды.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Посмотрите, у меня в руках клубочек, давайте будем передавать его друг другу и думать о чем-нибудь хорошем! (Дети закрывают глаза, меняется клубок на большой). Посмотрите ребята, от наших хороших эмоций наш клубок вырос и стал большим. Давайте поставим его на видное место, и когда кому то станет грустно, можно взять его в руки, и он подарит вам частичку хорошего настроения!

Ребята, вы знаете кто такие исследователи? (ответы детей)

Исследователи – это люди, которые занимаются научными исследованиями.

Скажите ребята, вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, где сегодня вы станете исследователями. А кто из вас вспомнит, что такое лаборатория?

Это такое место (учреждение) где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования.

Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:

- без разрешения ничего не трогать;

- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорит воспитатель.

Дети проходят через сухой дождь и перемещаются в лабораторию.

- ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?

Перед каждым ребенком лежат мешочки. Возьмите в руки мешочки.

- Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? ( Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т. д.)

- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей)

- Правильно, это всем известная нам соль. Кто-нибудь из вас знает, откуда мы берем соль.

Воспитатель: Сейчас вы узнаете, где и как добывают соль. На севере Тамбовской области расположено красивое и загадочное озеро Баскунчак. Оно продолговатое по форме, небольших размеров. Тысячи ручейков несут в него соленую воду. Вода испаряется, а соль оседает. Озеро это называется Всероссийской солонкой, так как соль из этого озера поставляется по всей стране. Раньше её добывали вручную, а сейчас соль добывают специальной машиной – солекомбайном. На соляном заводе её красиво упаковывают и вывозят во все уголки нашей большой страны.

Воспитатель: Кроме этого соль добывают еще и в других местах. Например, по изображению на гербе города можно догадаться о добыче там соли. Так, например изображение соли можно встретить на гербе г. Энгельса Саратовской обл. (бык везет чашу с солью). На гербе г. Усолье Сибирское – в серебряном поле символический знак соли. Соль добывают и в г. СольИлецк. Вверху герба – изображен серебряно-лазоревый кристалл соли. На гербе г. Соликамск – соляной колодец с опущенным ведром для вынимания соли. Вот теперь вы и узнали, где добывают соль. А теперь давайте посмотрим как это происходит. (Видео)

Физкультминутка «Хорошее настроение»

Я прошу в круг всех встать,

И команды выполнять.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь, На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь, Встаньте прямо – улыбайтесь!

Да, осмотром я довольна, Из ребят никто не болен.

Каждый весел и здоров. И к заданию готов!

- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомой соли. Для проведения опытов по исследованию соли и ее свойств, нам понадобится определенное оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного соли. Что происходит с солью? (ответы детей). Если она легко сыпется, то можно сказать, что она (ответы детей). Правильно: сыпучая. (Вывешивается символ, символизирующий это свойство соли)

- А теперь рассмотрите соль. Какого она цвета? На что похожи крупинки соли? А теперь понюхайте соль! Имеет ли она запах? Попробуйте немного соли. Какая она на вкус? (Ответы детей)

Каждое свойство соли подкрепляется текстом.

А теперь подвиньте к себе блюдечко с солью и надавите на неё сухой ложкой, вы слышите хрустящие звуки? Можно сравнить их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

- Представьте себе такую ситуацию: мешочек с солью оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с солью? (предположения детей).

Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите ложечкой из мешочка соль, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с солью? (ответы детей). Вода изменила свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменила соль вкус воды? Вывешивается символ.

Давайте с вами вспомним, какие свойства соли мы с вами уже изучили.

Соль : сыпучая, белого цвета, крупинки похожи на кристаллы, соль не имеет запаха, она соленая, легко растворяется в воде. Соль не меняет цвет воды, но меняет ее вкус.

- Прежде чем мы продолжим опыты с солью, давайте отдохнем. Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов.

- Я вам буду называть блюда, в которые кладут соль и те, в которые не кладут соль. Если вы услышите название блюда, в которое кладут соль, - хлопаете. Не кладут – ничего не делаете.

Варенье, котлеты, чай, борщ, компот, кисель, картошка, мармелад, каша, жареная рыба, винегрет, уха, конфеты, пироги.

Ребята, скажите, чем отличается вода в море, озере, реке? (в море вода соленая, а в реке и озере пресная, т. е. без соли).

Посмотрите, у меня есть 2 куриных яйца, как вы думаете, если я опущу одно в соленую, а другое в пресную воду, что станет с каждым яйцом?

Берем 1 яйцо, опустить в ёмкость с пресной водой.

Второе яйцо опустить в ёмкость с солёной водой.

- Что произошло с яйцом в пресной воде? В солёной? (яйцо опустилось на дно, яйцо поднялось на поверхность)

Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее в ней утонуть.

И так мы выявили отличия свойств солёной и пресной воды и узнали, что солёная вода поднимает лёгкие предметы (например, яйцо) на поверхность.

Физкультминутка «Как приятно в море плавать».

Как приятно в море плавать! (Плавательные движения брасом.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Только море впереди. (Наклоны вперед – руки вперёд.)

Сверху небо погляди. (Потягивания – руки вверх.)

К солнцу тянемся все вместе!

По волнам ходьба на месте! (Ходьба на месте.)

За ракушками ныряем, Их в корзинки собираем. (Приседание.)

И как можно выше прыгнем! Через волны перепрыгнем! (Прыжки на месте.)

А теперь пора нам, братцы, Нам из моря выбираться. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: А теперь посмотрите у меня грязный бокал, на котором налет от чая. Я насыпаю на губку немного соли и почищу бокал, ополаскиваю его водой.

Что стало с бокалом (он стал чистым).

Соль выступает как чистящее средство.

Воспитатель: Скажите мне, где еще применяется соль? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, соль используют для засолки продуктов. - А как вы думаете, для чего засаливают продукты? - Правильно. Для длительного хранения. ( Вывод: соль убивает микробы, не дает портиться продуктам). Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения. На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся, добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.

А сейчас я хочу показать вам фокус «Сортировка»

Ребята, у меня сегодня случайно просыпалась соль и перемешалась с перцем. Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль?

Сейчас я надую шарик и потру им о шерстяной свитер, подношу ближе к соли с перцем.

Что вы видите? (ответы детей)

Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.

Объяснение:

Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Ребята, вот и закончилось наше исследование соли, давайте сделаем выводы, что мы сегодня узнали о соли.

Соль : сыпучая, белого цвета, крупинки похожи на кристаллы, соль не имеет запаха, она соленая, легко растворяется в воде. Соль не меняет цвет воды, но меняет ее вкус, узнали, что солёная вода поднимает лёгкие предметы (например, яйцо) на поверхность (эффект моря). Соль выступает как чистящее средство, применяют на кухне, а так же для лечения некоторых болезней.

А теперь нам пора возвращаться в нашу группу (дети проходят через сухой дождь)

Воспитатель: Ребята, скажите, понравилось ли вам занятие?

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали про соль?

Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали!

Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебный магнит» Воспитатель: Карташова О. Н.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Открытое занятие в средней группе по экспериментальной деятельности «Путешествие в лабораторию»Открытое занятие в средней группе по экспериментальной деятельности «Путешествие в лабораторию» В средней группе "Ладушки" прошло открытое занятие по экспериментальной деятельности "Путешествие в лабораторию". Ребята узнали что такое.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Школа фокусников»Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Школа фокусников» Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности. Программные задачи: образовательные:.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник»Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник» Тема: «Лимон- волшебник.» Цель: расширить представление детей о растении - лимон и его свойствах. Задачи: 1. Обучающие: дать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная соль»
Опубликовано: 9 июня 2021 в 19:36
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная соль»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Абашева (УИ 739217) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД