Епанешникова Виктория
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Счет в пределах 10»
Тип ОД: обобщающее
Направление: познавательное развитие (ФЭМП).
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Форма проведения: путешествие в сказочный город.
Цель: создание условий для закрепления математических знаний.
Задачи приоритетной образовательной области:
Публикация «Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе „Счет в пределах 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
упражнять в счёте в пределах 10 в обратном порядке и в счете двойками в пределах 20;
закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение располагать их в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение;
закрепить знания о последовательности времён года, месяцев года;
закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
закреплять умение решать простые арифметические задачи, пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (-) и знаком отношения равно (=, знаками <,>;
развивать умение пользоваться монетами разного достоинства;
развивать умение определять время по часам с точностью до 1 часа;
воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
воспитывать интерес к математическим занятиям.
Задачи интегрируемых областей:
Социально-коммуникативное развитие: развивать коммуникативные навыки.
Воспитывать в детях уважение к себе и к другим участникам образовательного процесса, отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру.
Речевое развитие: развивать слуховое внимание, навык разговорной речи, умение аргументировать свои высказывания.
Физическое развитие: развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать двигательную активность.
Предпосылки учебной деятельности: формировать навыки учебной деятельности: умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы; одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.
Методическое обеспечение:
Демонстрационный материал: ТСО (ноутбук, проектор, настенный механический экран, слайды и анимации к заданиям, монеты, часы, цифры.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, математические наборы, листы бумаги для ориентировки в пространстве, карандаши, часы, монеты, цифры.
Предварительная работа с детьми : решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия, разучивание коммуникативной игры и физминутки, знакомство с часами, монетами, ориентировка на листе бумаги.
Приё мы руководства деятельностью детей:
Для постановки целей и мотивации деятельности: создание игровой ситуации.
Для активизации деятельности детей в процессе ООД: сюрпризный момент (появление воспитателя в роли Буратино, игровое упражнение «Расставь знаки», «Посчитай монеты», «Определи время», умственная разминка.
Для организации практической деятельности: организация продуктивной деятельности детей (игровое упражнение «Расставь знаки», игровое упражнение, игровое упражнение «Посчитай монеты», «Определи время»).
Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, игровые упражнения.
Рефлексия: подведение итогов на каждом этапе, самооценка деятельности детей.
Методы и приемы:
Организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент.
Мотивационный: эффект удивления, игровые упражнения.
Словесный: вопросы к детям, указания, уточнение, поощрение.
Наглядно-демонстрационный: показ слайдов, цифр.
Практический: игры и игровые упражнения.
Метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности.
Рефлексия: самооценка деятельности детей.
Технологии используемые в ООД:
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
Технологии сохранения и укрепления здоровья: динамическая пауза, двигательные упражнения.
Технология обучения ЗОЖ: коммуникативная игра.
Личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка, индивидуальный подход к воспитанникам, поощрение самостоятельности.
ИКТ-технология: наглядный материал в виде слайдов и анимаций.
План образовательной деятельности
I.Организационный этап
1. Коммуникативная игра
«Здравствуй друг»
2. Игровая мотивация
«Помощь Буратино»
В: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте мы их вместе поприветствуем.
Дети: Здравствуйте!
Встанем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе привет
Улыбнись скорей в ответ
Здравствуй правая рука
Здравствуй левая рука
Здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй весь наш дружный круг
(Звонок на телефон).
В: извините я отойду, нужно срочно ответить. (Воспитатель выходит, переодевшись в Буратино возвращается в группу).
Б: Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам за помощью, мне сказали, что здесь собрались самые активные и умные дети, а чтобы решить мою проблему, мне такие и нужны.
Б: В моем сказочном городе произошло несчастье. Злой волшебник заколдовал его, теперь там не светит солнышко и на улице всё время темно. Маленькие коротышки в отчаянии, а злые чары могут снять только дети, умеющие хорошо считать, решать задачи, готовые прийти на помощь.
Б: Вы поможете мне?
Б: Спасибо, ребята! А для того, чтобы мне помочь нам нужно попасть в сказочный город, нам нужно выполнить задание. (счет двойками до 20 вместе)
Б: Молодцы ребята, вот мы и попали в сказочный город, а вот тут в конвертиках для вас лежат задания, которые, если вы решите, помогут снять злые чары.
II. Основной этап
1. Игровое упражнение «Повторенье – мать ученья».
2. Игровое упражнение
«Сравни числа»
3. Игровое упражнение
«Работа с монетами».
4. Физминутка
5. Игровое упражнение
«Волшебная коробка»
6. Игровое упражнение «Решение задач»
7. Геометрическая задачка
«Нарисуй фигуру».
8. Игровое упражнение
«Числовой домик»
9. Игровое упражнение
«Графический диктант».
10. «Возвращение в группу»
Задание 1: Нам с вами нужно ответить на несколько простых вопросов.
Вопросы:
1. Назови времена года – 1-й ребёнок
2. Назови три месяца осени – 2-й ребёнок
3. Сосчитай количественным счетом до 10 – 3-й ребёнок (один, два три….)
4. Сосчитай порядковым счетом до 10 – 4-й ребёнок (первый, второй, третий)
5. Сосчитай обратным счетом от 10 до 1 - 5-й ребёнок
6. Назови дни недели - 8-й ребёнок.
7. Назови число, следующее за числом 3.
8. Назови соседей числа 8.
9. Какое число находится между числами 8 и 10.
10. Назови, какое число больше 3, но меньше 5.
11. После, какого числа идёт число 6.
12. Назови число, предшествующее числу 4.
13. Назови число, последующее числу 7.
Б: Молодцы! Вы хорошо ответили на вопросы. А нас уже ждёт следующий конверт с заданием. (на стульях)
2 задание: А теперь вам нужно выполнить задание в карточках. Вам необходимо сравнить числа и поставить знаки (больше, меньше или равно). Буратино выполняет задание вместе с детьми, но совершает несколько ошибок.
3 и 5
6 и 6
4 и 7
2 и 10
9 и 5
5 и 1
А теперь давайте проверим, правильно ли я выполнил задание (вызвать к доске 1-2 детей).
Молодцы ребята, и с этим заданием справились!.
3 задание:
Давайте посмотрим, что же в конверте №3.
Задание называется «РАБОТА С МОНЕТАМИ».
Б: Ребята мне Карабас Барабас дал монеты, мне нужно купить Азбуку к школе, но я не умею считать. Вы мне поможете?
Д: Да
Б: Азбука стоит 9 рублей. Как можно получить число 9?
Выложите на столе необходимое количество монет. Дарина, какие монеты ты выложила? (5+2+2, Адильбек, а ты какие монеты выложил, чтобы получилось 9 рублей? (2+2+2+2+1)
Ребята, а ведь для школы мне нужно приобрести и канцтовары. (Ручка-5 рублей, линейка-7 рублей, тетрадь -4 рубля). Сам. Раб. Проверка и инд. опрос.
Молодцы ребята, вы преодолели ещё одно препятствие. А теперь немного отдохнем, чтобы так же правильно решать другие задания.
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
4 задание: Ребята, посмотрите, перед вами Волшебная коробка, интересно, что же в ней. (Часы). А кто умеет пользоваться часами и различает время? А зачем школьнику различать время? Нам же всегда будут говорить взрослые!
Молодцы, а теперь приступаем к работе (достаёт из коробки часы). Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа.)
— Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая—около той цифры, которая показывает данный час.
— Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (5 часов.)
— Как расположены стрелки? (Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая — на цифре 5.)
— Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.
При этом воспитатель каждый раз просит детей рассказать, как должны быть расположены стрелки. (Вызвать для проверки ребенка к доске).
Буратино: Молодцы! Все вы хорошо научили меня определять время. А теперь я хочу, чтобы вы решили обычные задачки.
5 задание: Нам необходимо решить задачи Посмотрите на слайды. Назовите условие задачи (На дереве сидели 3 снегиря к ним прилетел еще 1 снегирь.). Назовите вопрос: что мы должны узнать? (Сколько стало снегирей на дереве). Назовите решение(3+1=4)А какой же ответ будет у этой задачи (На дереве стало 4 снегиря). Запишите с помощью цифр решение задачи на столе. (Вторая задача).
6 задание: Давайте посмотрим, что же в конверте №6.
Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним, какие фигуры бывают. А теперь приступим к заданию. Перед вами чистый лист, мы с вами знаем геометрические фигуры, ребята вы должны взять цветные карандаши и приготовиться выполнить следующие задания.
1. В правом верхнем углу нарисуйте красный треугольник.
2. В левом нижнем углу нарисуйте синий квадрат.
3. В левом верхнем углу зелёный круг.
4. В правом нижнем - жёлтый прямоугольник.
5. В центре- черный овал.
Вы всё ближе и ближе к победе над злым волшебником!
Приступаем к следующему конверту.
7 задание: Нам нужно получить число 10 из 2-ух меньших чисел. Попробуем справиться с этим заданием.
Молодцы ребята! Как вы хорошо справляетесь с заданиями.
Следующее задание. № 8
Давайте не будем терять время. Подвиньте тетради, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем. 4 клетки – вправо 2 клетки – вверх 4 клетки – вправо 5 клеток – вниз 4 клетки – влево 2 клетки – вверх 4 клетки – влево 1 клетка – вниз 1 клетка – влево 1 клетка – вниз 1 клетка – влево 3 клетки – вверх, 2 клетки вправо.
Буратино: Что получилось?
Дети: Ключик.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад, а для этого нам нужно с закрытыми глазами посчитать в обратном порядке от 10 до 1 всем вместе.
Спасибо вам ребята за помощь мы победили злого волшебника, а мне уже пора отправляться в путь. До свидания! (Буратино уходит, появляется воспитатель)
11. Рефлексия
12. Оценка детьми своей деятельности.
В: Извините ребята, я немного задержалась. А что тут у вас было? А кто это только что вышел из нашего кабинета?
Д: Буратино
В: А зачем он приходил?
Д: Он просил помощи. Выполнить задания, чтобы освободить город от злых чар.
В: А какие задания вы выполняли? А какие задания вам показались более сложными? А кто же быстрее всех справлялся с заданиями? Вы молодцы, правильно справились со всеми заданиями, помогли Буратино и маленьким жителям Сказочного города. Я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь.
Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить себя. У вас на столе есть цифры 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку».
В: Ваня, почему ты оценил себя на 4? (ответ ребёнка) Молодец, ты поступил честно.