инга мирвис
Открытое занятие на тему «Гжель. Синь России»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие
по ознакомлению с основами народного
и декоративно-прикладного искусства на тему :
«Гжель. Синь России»
Цель: продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Формирование чувства гордости за талант своего народа, уважения к народным мастерам.
Задачи:
Публикация «Открытое занятие на тему „Гжель, Синь России“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- обучающие: закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках. Различать и называть характерные особенности узоров - Мезенской, Хохломской, Гжельской.
- развивающие: вызвать интерес у детей к изучению истории России, рус-ского народного творчества. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.
- воспитательные: воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству. Желание создавать своими руками коллективную работу - костюм гжельской красавицы.
Методы и приемы:
- наглядный (презентация, видеоролик, контурное изображение русской красавицы, выставка детских работ);
- словесный (рассказ, беседа);
- практический (роспись узора гжелью, украшение наряда русской красавицы).
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая.
Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, презентация к занятию; видеоролик «Незабудковая гжель» Надежда Филатова (You.Tube, запись русской народной музыки; дидактическая игра «Собери посуду» (осколки разбитой гжельской посуды, скатерть; контурное изображение русской красавицы, заготовки бумаги различной формы - элементов украшения старинной женской одежды (кокошник, манжеты, кайма по вороту и подолу и т. д.) по числу детей в группе; выставка детских работ, гуашь, кисти, емкости с водой, салфетки бумажные, салфетки влажные, подставки для кистей.
Предварительная работа: занятия по дополнительной общеразвивающей образовательной программе по ознакомлению с основами народного и декоративно-прикладного искусства «Русские узоры»; разучивание наизусть стихотворений с детьми, подарки, для гостей изготовленные с детьми техникой декупаж «Гжельские тарелочки».
Ход занятия:
Слайд №2.
Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. А сейчас это город Гжель. Город Гжель расположен недалеко от Москвы.
Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли там глину особенную, белую.
Пришло это название из седой старины от слова «жечь, обжигать».
Делали гжельцы посуду самую разнообразную и игрушки забавные. Не потерялось народное искусство в глубине столетий, наоборот, только ярче стало, жизнерадостнее.
Слайд №3.
Сегодня ребята, я хочу вас пригласить в необычное путешествие. Мы с вами отправимся на фабрику по производству майоликовой посуды, которая была открыта в 1818 году по приказу Петра I. Майолика, это керамика, которая изготавливается из обожжённой глины с использованием расписной глазури. Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок наносится на сырое изделие, т. е. до обжига.
Слайд №4.
Это формовочный цех. Здесь фарфоровую массу заливают в гипсовые формы. Формы здесь самые разнообразные – это и чайники, и кувшины, и чашечки, и многие другие изделия. Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.
Слайд №5.
Затем изделие отправляется в цех оправки. Каждое изделие оправляют, подрезают литьевые швы и замывают губкой. Чтобы изделие было гладким.
Слайд №6.
Далее изделие переходит в цех художественной росписи. Каждое изделие мастер расписывает вручную. Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии.
Слайд №7.
Завершается процесс изготовления гжельской майолики обжигом в специальных печах, при T-1350 С.
Слайд №8, №9.
Наше путешествие по фабрике майоликовой посуды подошло к концу.
В современном мире гжель мы можем видеть не только на посуде. Обратите внимание на экран. Здесь мы с вами видим самые разнообразные предметы, расписанные гжельской росписью – это ноутбук, рояль, сумки, шахматы, станок для бритья, футболка, сотовый телефон, автомобиль, миксер, маникюр, люстра, а также в интерьере кухни и в интерьере ванной комнаты.
А сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролик.
Слайд №10 (видеоролик «Незабудковая гжель»).
Слайд №11.
А сейчас мы немного отдохнем, чтобы продолжить наше интересное путешествие дальше, с новыми силами.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
(«Надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг)
Слайд №12.
Воспитатель. Ребята, а вы не заметили, как здесь чисто. Кто - то в доме прибирал, гостей видно поджидал. Только где же хозяйка? Покажись нам, гжельская красавица! Появляется русская красавица, но на кокошнике, сарафане узоров нет.
Воспитатель. Что случилось, красавица Гжель? Где же наряд твой праздничный?
Гжель. Позавидовала королева Снежная, убранству моему сказочному и похитила все узоры гжельские с платья моего! Какая я теперь Гжель, кто узнает меня? Как я людям покажусь? Найдутся ли мастера, чтобы помочь моему горю? А когда вьюжила и злилась, посуду мне в доме всю перебила.
Воспитатель. Не печалься душа - девица, не кручинься, не перевелись ещё на Руси мастера!
Воспитатель. Ребята, давайте представим, что мы с вами находимся в мастерской, где вы на некоторое время станете гжельскими мастерами и сможете помочь нашей красавице. Перед вами детали костюма нашей красавицы, вам надо их раскрасить гжельской росписью. (На столах всё необходимое для работы). Мастера, вы можете приступать к работе.
Слайд №13.
Дети приступают к росписи деталей костюма.
Воспитатель проходит, смотрит, подбадривает, советует. Под тихую русскую музыку дети работают. По завершении росписи деталей костюма, воспитатель приглашает поочередно к Гжельской красавице каждого ре-бенка и приклеивает детские работы к деталям костюма.
Гжель. Ай, спасибо, мастера, за вашу работу, за старания, знать, не пропадёт красота на Руси!
Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились, а теперь я предлагаю поиграть в игру «Собери чайный сервиз», и сложить разбитую посуду для нашей гжельской красавицы.
Слайд №14.
Игра «Собери чайный сервиз». Детям предлагается подойти к столу, накрытому скатертью и каждому собрать один из предметов разбитого на осколки чайного сервиза (разрезные картинки). Под тихую русскую народную мелодию дети выполняют задание.
Воспитатель. Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Вы все собрали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец, себе и людям радость приносит».
Дети присаживаются на свои места.
Слайд №15.
Воспитатель.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
Воспитатель. (Вопросы детям для закрепления материала).
Какой цвет у гжельской росписи? Синий.
Почему гжельская роспись синего цвета? Легенда о выборе синего цвета.
Как называется город, в котором зародилась гжельская роспись? Гжель.
Рядом, с каким городом находится город Гжель? Москва.
Что такое майолика? Керамическая посуда.
Кем была открыта в 1818 году фабрика по производству майоликовой посуды? По приказу Петра I.
Из какого материала делают гжельские изделия? Из обожженной глины.
Где обжигают посуду? В печах при высокой температуре, T-1350 С.
Где встречается изделия из гжели в современном мире? Одежда, автомобили, мебель, электронная техника, кондитерские изделия.
Гжель. Молодцы, ребята! Вы настоящие гжельские мастера. И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. И вы как настоящие мастера своего дела продолжайте эту традицию, любите нашу Родину, уважайте труд и красоту русского народного творчества! А за вашу помощь, хочу угостить вас конфетами в красивой обертке расписанной гжельской росписью.
Гжель угощает детей конфетами.
Воспитатель. На этом наше занятие подошло к концу. До новых встреч.
Использованная литература:
1. Волочкова В. Н., Степанова Н. В. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
2. Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. – М. : Педагогическое общество России, 2002.
3. Дорошин Ю. Г. Сказочная гжель. – М. «Мозаика-Синтез». – 2000.
4. Конспект теоретического занятия «Гжель. Синь России». Дополни-тельная общеразвивающая образовательная программа по ознакомлению с основами народного и декоративно-прикладного искусства «Русские узоры». Разработчик: воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации ГКУ СО КК «Краснодарский СРЦН» Мирвис И. Г. 2011.
5. Ссылка на сайт https://www.livemaster.ru/topic/243543-gzhel-v-sovremennom-mire.