Наталья Тимченко
Открытое музыкальное занятие «На Кубани мы живем» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Привитие любви детей к Родине, Кубанскому краю.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания об истории казачества, о культуре и быте казаков.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности дошкольников через различные виды музыкальной деятельности;
- развивать творческий потенциал детей;
- развивать коммуникативно – личностные качества;
Публикация «Открытое музыкальное занятие „На Кубани мы живем“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- формировать интерес к предметам старины.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма;
- воспитывать интерес и любовь к произведениям кубанских поэтов; композиторов, кубанскому музыкальному фольклору.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, песен о Кубани, народных игр, хороводов. Знакомство с флагами, гербами страны, края, района. Слушание песен кубанских композиторов. Проведение видео -экскурсий по нашему краю, городу. Оформление казачьего куреня и быта.
Ход занятия
У центральной стены декорация казацкого двора: курень, плетень. В центре зала - большая коробка. Дети свободно входят в зал и встают в круг.
Муз. руководитель:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
С хорошим настроением продолжаем этот день. Проходите и присаживайтесь на стульчики. Сегодня нас ждёт что-то необычное.
(Обращает внимание на большую красочную коробку, стоящую посреди зала). Вы обратили внимание, у нас в зале появилась красивая коробка? Что в ней может быть? Посмотрим?
Звучит негромкая «волшебная» музыка. Открывает коробку и достаёт глобус.
Муз. руководитель: Ух ты, красота какая! Ребята, вы знаете что это такое?
Правильно, это глобус-модель земного шара. А что на нём изображено?
Ответы детей : Страны, моря и океаны.
Муз. руководитель: Вы можете назвать страну, в которой мы живем?
Правильно, Россия! Среди просторов нашей страны есть чудесный край. Как называют его, узнаете, отгадав загадку:
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живём.
И край мы свой родимый,
Как же назовём?
Ответы детей : Краснодарский край.
Муз. руководитель: Правильно. Богат и красив наш Кубанский край. Он богат и своими традициями, обрядами, своими казачьими кубанскими песнями. Ребята, а какую кубанскую песню вы знаете? (ответы детей)
Дети исполняют песню «Поющая земля», кубанская народная песня
Муз. руководитель: А сейчас я предлагаю послушать внимательно это произведение.
Звучит Гимн Кубани, музыка народная, обработка В. Захарченко, слова А. Образцова.
Муз. руководитель: Это прозвучал Гимн Кубани, в котором прославляется кубанская земля. Эта песня по характеру какая? Правильно, торжественная, величавая, серьезная. Мы недавно с вами смотрели презентацию о нашем крае. Скажите, пожалуйста, кто же населяет Кубань? (Ответы детей). Правильно, казаки. Они проживали здесь с давних времен, очень любили свою землю. А семьи у кубанских казаков были большими и дружными. Взрослые казаки служили, защищали свою Родину, женщины занимались хозяйством, домом, а ребята очень любили играть в разные кубанские игры. А какие вы знаете кубанские игры? (Ответы детей). В какую бы игру вы хотели поиграть?
Игра «Кривой петух», «Ох, и ветер на Кубани» проводится по выбору детей.
Музыкальный руководитель : Многие казачьи семьи держали хозяйство. А на чем передвигались казаки? Правильно, на конях. (Звучит фонограмма конского ржания). А вот и они. (Показывает на палочки-лошадки). Предлагаю отправиться на них к казачьей деревне.
(Садятся на «коней», двигаются галопом по кругу, подъезжают к хате).
Муз. руководитель: Ребята, вы запомнили из прошлых бесед, как называется изба казаков?
Ответы детей : Курень.
Муз. руководитель: Правильно, вот это казачий курень. Ставьте своих коней возле плетня. Плетень – это забор. Обратите внимание, как раньше оформлялись комнаты, какие были занавески, коврики, посуда, печь. Вот висит люлька для ребенка. В семьях часто было по многу детей. В этом доме проживает казак Степан-баянист со своей семьей. Кто сегодня будет исполнять роль этого баяниста?
Выбирает любой считалочкой Степана, одевает ему казачью косоворотку, шапку и дает в руки детский баян. Степан садится на скамейку, вокруг него ходят дети и поют:
Возле реченьки Кубани
Играл Степа на баяне.
Степа пальцем нам грозил:
«Не мешайте!», - говорил.
Степа, Степа, не серчай,
Брось баян и догоняй!
Дети разбегаются в разные стороны, Степан их догоняет, пока играет музыка.
Муз. руководитель: А сейчас казаки выбирают себе казачку. Поиграем в игру «Казаки и казачки».
«Казаки» уходят, «казачки» идут за ними не спеша, при этом кружатся, воображают со словами:
Казаки ушли в поход,
А казачки у ворот
Завертелись, закружились,
В гапачок плясать пустились.
Звучит народная музыка, казачки танцуют танец-импровизацию. Музыка остановилась, «казаки» резко разворачиваются и говорят:
Что за шум? Что за гам?
Ну-ка, быстро по домам!
После последних слов «казачки» убегают домой (разложены обручи на полу, «казаки их догоняют.
Муз. руководитель: Ребята, казаки не только пели, играли, танцевали. Они любили мастерить что-нибудь своими руками. Например, детские игрушки, музыкальные инструменты. Предлагаю вам подойти к столам и сделать на память музыкальные инструменты своими руками.
Дети проходят к столам и из заготовок делают погремушки, маракасы.
Муз. руководитель: Ребята, а к какому музыкальному инструменту можно отнести погремушку и маракас? К духовому или шумовому?
Ответы детей : Шумовому.
Муз. руководитель: Правильно, на этих инструментах невозможно сыграть мелодию. Но мы сможем очень хорошо ритмически подыграть.
С помощью самодельных погремушек и маракасов исполняется шумовой оркестр муз. О. Вересокина «Детская полька».
Муз. руководитель: Сложите ваши шумовые инструменты в корзину, мы их отвезем в наш детский садик, а нам пора домой. Да и кони вас заждались.
На палочках-конях «возвращаются» галопом в детский сад.
Муз. руководитель: Вот мы и вернулись. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Скажите, где мы с вами побывали?
Ответы детей : В казачьей деревне.
Муз. руководитель: Что больше всего понравилось, запомнилось? (Ответы детей). Пусть наш любимый Краснодарский край растет и процветает! А вы, ребята, старайтесь больше узнать о людях и истории своей Родины, Кубани. Берегите ее природу, сохраняйте ее обычаи и традиции. У меня в корзине лежат ваши музыкальные инструменты, которые вы сделали своими руками. Возьмите их в руки. Если вам было интересно путешествовать, поднимите их и пошумите. Кому было не интересно – пусть опустит руку вниз. Эти инструменты вы забираете с собой на память. Желаю вам хорошего настроения и всего самого доброго! (Под музыку дети проходят в группу).