ЮЛИЯ СЫЧЁВА
Конспект открытого логопедического занятия «Звук [с]. Посуда» для детей старшей группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие на тему "Звук С. Посуда"
Коррекционно-образовательные цели:
• Автоматизация звука [с];
• Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений;
• Закреплять правильное произношение звука [с].
• Развитие фонематического восприятия и слухо-речевой памяти, просодического компонента речи.
• Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит;
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия „Звук [с], Посуда“ для детей старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
• Уточнить и активизировать словарь по теме.
• Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели:
• Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением посуды; пеналы с звуковыми кружками, картинка паровозик с вагончиками, схема характеристики звука, игрушка – Сова.
Ход занятия
1. Организационный момент
Какое сейчас время года? (Весна)
Какое сейчас весенний месяц? (Апрель)
Какой сейчас день недели? (Вторник)
Какое сейчас часть суток? (Утро)
Какое день недели было вчера (понедельник)
Какое время года будет после весны (Лето)
2. Артикуляционные упражнения:
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
«Жуем твердое яблоко».
– Что лежит на подносе? (Яблоко.)
«Нас угостили яблоком». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
Упражнения для щек и губ:
«Пузатый самовар».
– Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар.
Надувание обеих щек одновременно.
Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых
Упражнения для языка:
«Поднос».
– Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос.
«Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну.
«Приготовим чашку для чая». Вытягиваем язык вперед, загибая края во внутрь.
3. Произношение звука в словах. Развитие фонематического восприятия.
Практическое усвоение лексико-грамматических форм языка:
Послушайте и отгадайте загадку, тогда узнаете кто к нам пришел в гости.
Солнца яркого боится.
Ночью — хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о (Сове)
- Посмотрите ребята, кто это к нам пришел? Дети : СОВА
- Скажите,какой первый звук в слове сова? Дети: Звук С.
- У совы звук С – любимый звук, давайте расскажем сове о нем.
Характеристика звука С по схеме. (согласный, твердый, глухой)
– Сова просит нас о помощи. Её друзья послали в магазин купить посуду со звуком [с], а она не знает, что покупать.
Подумайте и выберете посуду где есть звук С.
Дети по очереди берут картинку с изображением посуды в названии которой есть звук С.
Дети называют посуду.
(самовар, стакан, поднос, миска, кастрюля, сковорода.)
4. Определение позиции звука [с].
Давайте поиграем с паровозиками.
– Надо Определить место звука С в названии посуды, которая лежит перед вами.
Каким кружком мы обозначим звук С (синий, без звоночка)
Дети определяют место звука в слове.
5. «Для чего нужна посуда?»
Ребята, сове интересно узнать для чего же нужна посуда? Расскажите ему о посуде которая лежит перед вами, для чего она нужна.
Стакан нужен, чтобы…
Поднос нужен для.
Сковорода нужна чтобы.
Миска нужна чтобы.
Самовар нужен для.
Кастрюля нужна чтобы.
5. Звуковой анализ слова СУП.
– Давайте выложим слово Суп кружочками и расскажите ему о звуках в этом слове.
Характеристика каждого звука.
6. Ребята, давайте превратимся в посуду.
Физминутка «Чайник» (Н. Нищева).
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Легли, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.
7. Согласование существительных с прилагательными:
– Из чего сделана посуда?
Если миска сделана из железа, значит она железная
Стакан из стекла. (стеклянный).
Кастрюля. (металлическая). Как еще о ней можно сказать?
Ее купили очень давно, значит, она. (старая).
Кастрюлю вымыли, значит, она. (чистая).
Сковорода. (металлическая).
Поднос из пластмассы значит он (пластмассовый).
8. Развитие пространственного восприятия и памяти:
Выполнение заданий.
Что стоит между стаканом и сковородой?
Что стоит слева от сухарницы?
Что стоит справа от стакана?
9. Развитие мелкой моторики:
Выполнение действий в соответствии с текстом.
Раз, два, три, четыре, (Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.)
Мы посуду перемыли : (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Так мы маме помогали! (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)
10. Заштрихуйте посуду.
Итог занятия
–О чем мы говорили на занятии? Дети: О посуде.
Какой звук мы с вами повторяли? Дети: Звук С.
Что вы запомнили про звук С? Он какой?
Что вам больше понравилось на занятии?
Вы очень старались, мне и Сове понравилось, как вы красиво произносили звук [с].
Список используемой литературы:
1. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.
2. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : «Мозаика – Синтез», 20005. – 56 с.