Татьяна Голубева
Открытое логопедическое занятие для молодых специалистов в подготовительной группе «Знакомьтесь: звук [Ш]»
▼ Скачать +Заказ
Автор: Голубева Т. В., учитель-логопед МБДОУ ДС № 38 "Золотой петушок" г. Димитровграда Ульяновской области
Интеграция образовательных областей:
•Речевое развитие
•Познавательное развитие
•Физическое развитие
Технологии:
•игровые технологии, направленные на развитие слухового внимания, памяти, вербального мышления, зрительно-моторной координации;
•технологии сохранения и стимулирования здоровья: артикуляционная, пальчиковая гимнастика, динамические паузы
Публикация «Открытое логопедическое занятие для молодых специалистов в подготовительной группе „Знакомьтесь: звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Возраст и контингент обучающихся: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тип и вид занятия: изучение нового материала на занятии по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте, 2 период обучения
Задачи:
•коррекционно—образовательная: познакомить детей с характеристикой звука Ш;
•коррекционно-развивающие: совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности; закрепить умение определять место звука в слове; продолжать учить анализировать слова с определенным количеством слогов; формировать слухоречевые память и внимание;
•коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей готовность в оказании взаимной выручки и поддержки.
Оборудование. Демонстрационный материал: авторское наборное полотно 3х-уровневое; предметные картинки на изучаемый звук; символ звука; «фотографии звуков» (кружки красного, синего и зеленого цвета с колокольчиком и без для обозначения гласного/согласного, твердого/мягкого, глухого/звонкого звуков); авторские дидактические пособия «Помоги одеться Звуку»; «Поезд»; «Что покажет телевизор?».
Раздаточный материал: конверты с тремя отделениями (1 отделение - звуковые линейки 1 и 2; 2 отделение - сигнальные карточки; 3 отделение - кружки красного, синего и зеленого цвета с колокольчиком и без (для обозначения гласного/согласного, твердого/мягкого, глухого/звонкого звуков)
Ход занятия
1. Организационный момент
«Разминка»:
- артикуляционная гимнастика для шипящих: «чашечка», «вкусное варенье», «маляр»;
- пальчиковая гимнастика по лексической теме недели.
2. Основная часть
Новая тема:
«Знакомьтесь: звук Ш»
Задание 1. Дидактическое упражнение «Разбирай-ка»
Прослушать скороговорку: Шесть мышат в камышах шуршат.
Какой звук в ней слышится чаще других?
- Разобрать артикуляцию звука [Ш]: губки округлены и слегка вытянуты вперед; широкий язычок наверху, образует «чашечку»; теплая воздушная струя идет по центру язычка; горлышко «молчит».
- Дать характеристику звука [Ш]: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок («фотография» звука).
Задание 2. Дидактическая игра «Помоги одеться Звуку»
(Одежда прикрепляется на магниты, которые находятся над головой, на груди и на ножках Звука: для гласных звуков предметы одежды красного цвета; для твердых согласных - синего цвета, шапочки с колокольчиком для звонких и без него для глухих звуков; для мягких согласных - зеленого цвета, шапочки с колокольчиком и без)
Задание 3. Дидактическое упражнение «Узнавай-ка»
Поднять высоко руку с сигналом, если услышите звук [Ш]: ш, п, к, ш, н, ш. ; ша, па, ка, шу, иш. ; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш.
Задание 4. Дидактическое упражнение «Поймай-ка»
Хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть, если услышите звук Ш (упражнение выполняется стоя)
Жил на свете кот-котишка по прозванью Хитрый Тишка.
И жила на свете мышка по прозванью просто Мышка. Тише, тише, тише, тишь. В темноте крадётся Мышь. А за нею очень тихо, в тишине крадётся Тихон. С. Иванов «Мышка или кошка?» |
Задание 5. Дидактическое упражнение «Запоминай-ка»
Запомнить и повторить цепочку слогов (игра с мячом): ша-шо-шу-ши; аш-ош-уш-иш; шта-што-шту-шты и т. д.
Задание 6. Дидактическое упражнение «Найди место звука»
Определить место звука Ш в словах (на картинках): звук в начале, в середине или в конце слова.
Задание 7. Дидактическая игра «Что покажет телевизор?»
Цель: Упражнять детей в определении первого звука в словах, в составлении слова из выделенных звуков.
Игровой материал: 1. Пластиковое полотно, на котором внизу 2 длинных рейки одна под другой для предметных картинок и звуковых символов, а сверху — изображение телевизора; за ширмой-экраном — рейка (для демонстрации картинок). 2. Предметные картинки и карточки с символами звуков. 3. Картинка для телеэкрана (за ширмой): мишка.
Ход игры: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах — названиях картинок, помещенных на верхней полочке, и найти соответствующий символ каждого. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится изображение». Логопед вставляет на верхнюю рейку предметные картинки, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м`, и, ш, к, а) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мишка). Затем демонстрируется картинка на экране.
Динамическая пауза: «Что зимою делал мишка?»
- Эй, девчонки, эй, мальчишки! Что зимою делал мишка?
Он не видел, / закрыть ладонями глаза/
Он не знал, / приставить указательные пальцы к вискам/
Он не слышал, / закрыть ладонями уши/
Он не звал, / закрыть ладонями рот/
Он не нюхал, / зажать ладонями нос/
Он не ел, / положить ладони на живот/
Он не шёл / присесть, положить ладони на колени/
И не сидел / встать, положить ладони на поясницу/
- Вот загадку загадал! / удивлённо развести руки в стороны /
Что же мишка делал? Спал! / ладони сложить вместе, положить под щёку, голову наклонить/.
Задание 8. Дидактическая игра «Поезд»
Цель: Упражнять в определении количества слогов в словах.
Игровой материал: 1. Панно с изображением паровоза с вагонами. Под ним - рейка-полочка для картинок. У вагонов по 1, 2, 3 окна. 2. У каждого ребенка предметная картинка со звуком Ш (односложные, двухсложные, трехсложные слова).
Ход игры: Логопед объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать картинки, в названии которых один слог; те картинки, названия которых можно разделить на 2 части, поедут во втором вагоне и т. д.
Задание 9. Дидактическое упражнение «Повторяй-ка»
Повторить чистоговорки (каждому ребенку – своя): Ша-ша-ша — мама моет малыша. Шу-шу-шу — помогите малышу. Ши-ши-ши — на поляне малыши. Шо-шо-шо — говорим мы хорошо. Аш-аш-аш — дай мне карандаш. Ош-ош-ош — у Миши нож. Иш-иш-иш — у меня малыш. Уш-уш-уш — теплый душ. Ашка-ашка-ашка — летит букашка. Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка. Ушка-ушка-ушка — лягушка-квакушка. Ишка-ишка-ишка — маленькая мышка.
3. Итог занятия. Рефлексия
С каким звуком познакомились? Что запомнилось? Что понравилось?
Повторение характеристики звука: согласный, всегда твердый, глухой.