Шабайкина Зинаида
Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Расширить знание детей о предметах старинного быта, о народных семейных обычаях, связанный с появлением в семье малыша. Обогащать словарный запас (оберег, именины, колыбель, лапти, чугунок, познакомить с образцами русского фольклора: колыбельной, потешками, пословицами. Активизировать речь детей. Учить мастерить куколку – оберег из лоскутков ткани. Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать добрые чувства, желание заботиться о малышах. Формировать интерес к народной культуре.
Публикация «Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Материал и оборудование. Русский костюм. Лавка, декорация «Русская изба». Самовар, лапти, чугунок. Кукла – младенец, колыбель. Уголек, зерна, монеты на подносе. Корытце, кувшин с водой и узорчатое полотенце. Русская полотняная рубаха. Кусок хлеба, узелок с солью. Лоскуты разноцветные ткани, заготовки (народные куклы – пеленашки, яркие тесемочки. Кукла – оберег (образец). Сундучок, кокошники, кушаки, русские сарафаны, косоворотки по количеству детей.
Методы приемы: беседа, рассмотрение предметов, рассказ воспитателя, художественное слово, использование технических средств обучения.
Предварительная работа. Беседы «Я и мое имя», «Предметы русской старины». Посещение мини – музея «Русская изба», рассматривание тряпичных кукол. Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, проведение игр. Изучение программной и методической литературы, составление конспекта. Подготовка материала к деятельности.
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Зинаида Васильевна. Я хочу пригласить вас к себе в гости.
Дети вы согласны?
(ответы детей)
Воспитатель: Мы познакомимся с обычаями русского народа, но будем не просто смотреть, а играть, петь песни и веселится.
Воспитатель: Я вас ждала и наряды припасла. Открывайте сундучок. (Девочки достают из сундучка кокошники и одевают, а мальчики – кушаки). Теперь вы встали добрыми молодцами да красными девицами. Покажитесь – ка, назовитесь – ка.
Дети: (поочередно) Я красна девица Анна. Я добрый молодец Саша…
Воспитатель: Гость в дом – радость на порог! Сядем рядком, поговорим ладком. Садись, красна девица Аннушка, садись, добрый молодец, Сашенька. Не стесняйтесь, по удобнее располагайтесь. Посмотрите, сколько у меня в избе интересных вещей. (Указывает на самовар). Что это такое?
Дети: Это самовар. В нем кипятили воду.
Воспитатель: Сверху пар, снизу жар – шипит русский самовар.
Внимательно послушайте, о чем загадку загадаю: «Черный, да чумазый, а всю семью кормит? (чугунок)
Дети: Чугунок. В нем варили еду.
Воспитатель: Чугун ставили в печку, в нем щи варили, кашу томили, молоко топили.
А про какой предмет в сказках говорится: лыко драли, из лыка плели?
Дети: Это лапти. Их надевали на ноги.
Воспитатель: Лапти, лапти, лапоточки, из лыка да бересты плетеные, легкие да просторные. На ноги их надевали, оборами подвязывали (показывает свои лапти).
(Звучит аудиозапись плача ребенка). Кто тут плачет, слезы льет? (Достает из колыбели куклу). Да это малец – удалец, мальчик. Сегодня родился да вдруг рассердился. Возьмем его на руки, он и успокоится. (Воспитатель качает, успокаивает ребенка)
Возьми, Леночка, малыша. Покачай его. Ребенок качает куклу. Плач стихает. Положим маленького назад в колыбельку.
Воспитатель: С давних времен так повелось: когда ребенок рождается, его имением нарекают. Давайте придумаем этому младенцу имя, да не модное заграничное, а русское, старинное. Какие вы знайте старинные имена? Дети называют имена. Выбирают для ребенка имя Егорушка.
Воспитатель: Человек растет, и имя его растет. Пока он кроха, его все будут называть ласково Егорушка. Подрастет малыш, Егором звать. А как повзрослеет, будут Егором Ивановичем величать. А вас как будут называть, когда вы станете взрослыми? (Ответы детей 2 – 3 ребенка).
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои имена. А вы знайте, что означает имя Егор? Нет? Это имя – Егор означает «хозяин земли». Когда родители называли ребенка этим именем, они мечтали о том, что, когда Егорушка вырастет, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым. Посмотрите, здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы (Показывает на подносе уголек, зерна, монеты). Что вы здесь видите? (Ответы детей). Зачем они младенцу? (Предположения детей).
Воспитатель: Во времена ваших прабабушек и прадедушек уголек, зерна и монетки отпускали в корыто с водой, где ребенка в первый раз купали. Сейчас и мы будем купать Егорушку. Приготовим корытце, нальем туда водицы. Водица должна быть не горячая и не холодная. Иди, Мишенька. Потрогай водичку. Какая вода? (теплая, не горячая).
Когда клали уголек, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу». Оля положи уголек в корыто и повтори эти слова. (Ребенок выполняет задание). А когда клали зерна, говорили: «Будь всегда сыт». Саша, отпусти зерна в воду и повтори эти слова. (Ребенок выполняет задание).
Для чего клали монетки? (Ответы детей). Какие слова при этом говорили? (Предположения детей). Правильно. Положи, Вова, монетки в воду со словами «Будь всегда богат». (Ребенок выполняет задание).
Теперь нашего Егорушку можно купать. Кто хочет мне помочь? (Приглашает одного из детей).
А когда малыша купали, приговаривали потешки.
(Вместе с ребенком купает куклу и приговаривает).
Тили – тили – тили – тили,
А мы по воду ходили.
Воды для Егорки
Полное ведерко.
Мыли – мыли – мыли – мыли,
Бело – набело отмыли.
Лишь головка одна,
Как была, черным – черна!
Кто поможет мне вытереть Егорушку? Влад хочет помочь? Подай, пожалуйста, полотенце. Ох, какое нарядное полотенце, вышивкой украшено. (Вместе с ребенком вытирает куклу).
Воспитатель: Полотенце вышито и бело,
Вытирай – ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш.
Мы искупали, вытерли Егорушку, а что же дальше?
Дети: Его надо запеленать, одеть.
Воспитатель: Правильно, а вы знайте, что ребенка заворачивали в отцову рубаху, чтобы был он похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как и он. Посмотрите на рубаху. Какая она?
Дети: Красивая, вышитая, нарядная.
Воспитатель: Давайте завернем Егорушку. Помоги мне, Света. (Вместе с девочкой заворачивают куклу).
Воспитатель: Расти малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают. Пора нашего Егорушку спать уложить.
А где спал младенец?
Дети: В колыбели, люльке.
Воспитатель: Что это лежит в колыбели?
Вынимает из колыбели кусок хлеба и узелок с солью.
Дети: Это хлеб и соль.
Воспитатель: На Руси не только долгожданных гостей, но и новорожденных встречали хлебом и узелок с солью, приговаривали: «Наконец – то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!» Ирочка, положи в колыбельку хлеб и соль. Какие слова говорили при этом? (ребенок повторяет).
Дети кладут в колыбель хлеб и соль.
Воспитатель: Чтобы Егорушка заснул быстро и спал сладко, споем ему колыбельную.
Люли, Люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули ворковать
Нашу детушку качать.
(дети подпевают колыбельную)
Воспитатель: Вот и уснул Егорушка.
Большой у нас поселок. Разные народы в нем живут – и русские, и мордва.
Дружно мы живем, не ссоримся, друг другу во всем помогаем, в гости друг к другу ходим.
Ой, гляжу я в окошко – соседские ребятишки затеяли мордовскую игру «В горшки». Давайте и мы поиграем. (Играет с детьми в горшки) Весело играли. Все горшки продали!
А сейчас подойдите ко мне. У Егора сегодня именины. Пока в свой первый день ребенок спал, родные и близкие готовили ему подарки. Что дарили младенцу? (Предположения детей). Старались родня и соседи. Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.
Давайте и мы смастерим игрушку – куклу – оберег, которая называется «Пеленашка».
Воспитатель: Раньше маленьких детей туго – туго, крепко – накрепко укутывали в пеленочку – пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». А еще считалось, что беспомощного пеленашку из – за пеленок не замечают злые духи, которые могли бы обидеть малютку, навредить ему. Малыша называли пеленашкой, и тряпичную куколку, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли пеленашкой. Люди верили, что эти маленькие куколки оберегали младенца от зла, болезней и других бед.
Я для вас приготовила все, что нужно для изготовления куколки - оберега. У вас есть заготовки. Рассмотрите их: квадратный лоскут – это пеленка, готовая основа, в которой переданны условные пропорции «голова – туловище», тесьма для обвязывания пеленашки.
Технология изготовления куклы:
Расстилаем на столе квадратный лоскут, ромбообразно – это пеленка. Берём верхний угол и загибаем вниз. Сверху укладываем куклу - основу. Верхнюю часть пеленки надвигаем на лоб, симметрично закладываем по бокам, сначала берем пеленку с одной стороны и укутываем один бочок куклы, направляя лоскут вниз; затем захватываем пеленку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя, укутываем второй бочок куклы, также направляя лоскут вниз; затем аккуратно расправляем пеленку и поднимаем ее верх – укутываем ноги. Закрепляем концы пеленки (сзади крест – накрест) и подтыкаем или же перевязываем красивой лентой (тесьмой, прочной ниткой).
Воспитатель: Прежде чем начать работу, давайте поиграем нашими пальчиками, чтобы они нас слушались.
Это пальчик - дедушка Руки сжать в кулачек.
Движения большим пальцем
Это пальчик – бабушка Движения указательным пальцем
Это пальчик - батюшка Движения средним пальцем
Это пальчик - матушка Движения безымянным пальцем
Это пальчик - я Движения мизинцем
Это вся моя семья! Кисти рук сжимаются в кулак
Ребята, давайте вспомним последовательность работы, поиграем в игру «Что сначала, что потом». (Ребенок выкладывает рисунки образцов последовательности работы).
Воспитатель: Молодцы! Все правильно, а теперь берите заготовки да за дело принимайтесь.
(Тихо в записи звучит русская спокойная мелодия)
Воспитатель при необходимости помогает, хвалит за сноровку и аккуратность. Использует пословицы «Ай, да мастера – золотые руки!», «Работа мастера хвалит!», «В добрых руках и дело спорится».
Воспитатель: Вот вы и сделали куклу – оберег. Положим, оберег в колыбельку, чтобы малыш крепко спал.
Кладет куклу – оберег в колыбель со словами:
Сонница – бессонница,
Не играй с моим дитятком,
А играй с этой куколкой.
Был еще такой обычай: Нужно было пожелать младенцу что – ни будь доброе, хорошее. Что бы вы хотели пожелать Егорушке?
Дети: (Поочередно высказывают свои пожелания). Не болеть, расти большим, слушаться маму и т. п.
Воспитатель: Дети, где вы побывали? О чем вы узнали? Что больше всего вам понравилось в русской избе?
(Ответы детей)
Воспитатель: Гости мои дорогие, я желаю вам быть добрыми, любознательными, счастливыми, а на память нашей встречи я дарю вам сладкие «Петушки». (Воспитатель дарит гостинцы). До свидания, ребята.