Юлия Быкова
Открытая НОД с детьми подготовительной группы «Посуда. Продукты питания» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять и уточнять представления детей о предметном мире (о посуде). Формировать у детей представления о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья.
Задачи
Образовательные:
-Сформировать умение различать виды посуды по ее внешним признакам;
- Расширить и углубить представления детей о посуде (истории происхождения, из какого материала изготавливается: металлическая, фарфоровая, деревянная, стеклянная, пластмассовая, глиняная)
Публикация «Открытая НОД с детьми подготовительной группы „Посуда, Продукты питания“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- Уточнить представление детей о продуктах питания, их разнообразии (молочные, мясные, мучные, крупы, фрукты и овощи) и жизненно важной ценности;
- Учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения.
Развивающие:
- Совершенствовать умение группировать предметы по видовому признаку.
- Содействовать формированию познавательного интереса к предметному миру, к здоровому образу жизни;
- Развивать умение понимать и выполнять словесные инструкции педагога; проявлять компетентность в разрешении проблемных ситуаций.
-Развивать логическое мышление и память.
Воспитательные:
- Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному к ним отношению; уважение к труду людей их создающих.
-Воспитывать привычку правильного питания, сохранения своего здоровья.
- Формировать субъектные проявления: навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Здоровьесберегающие задачи:
— проводить профилактику утомления детей на занятии; обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.
Предварительная работа:
составление описательных рассказов детьми по опорным схемам, беседы о продуктах питания и режиме дня, работа с журналом «Лучики здоровья», разучивание физкультминутки, викторина по произведению К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, слайдовых презентаций о здоровом питании, о столовой посуде, создание коллекции круп, настольные игры «Поваренок», «Мой режим дня», «Что из чего?»
Методические приемы:
Загадывание загадок, просмотр слайдовой презентации, беседа, вопросы к детям, создание проблемной ситуации, работа в подгруппе, составление описательного рассказа, дыхательное упражнение, физкультминутка с речевым сопровождением, игровая ситуация на развитие словообразования и грамматического строя речи,
Активизация словаря по теме «Посуда», «Продукты питания»:
глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая; знакомство с новым словом «сервиз»; молочные, мясные, мучные продукты, крупа;
Оборудование педагогического процесса:
мультимедийный проектор, предметные картинки, посуда из различного материала, 2 указки, мольберты.
Продолжительность:
30 минут
Ход совместной деятельности с детьми.
Сообщение темы занятия. Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Дети: Да.
Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
В ней варят щи, компот и кашу
На всю семью большую нашу!
(Кастрюля)
Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
(Тарелка)
Воспитатель: О чем эти загадки?
Дети: Эти загадки о посуде.
Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о посуде. А знаете ли вы, историю появления посуды?
Дети: (предполагаемые ответы) Да знаем. Не знаем.
Воспитатель: Я вас приглашаю в видеосалон, где вы узнаете историю создания посуды. 1 слайд
Дети садятся на стулья перед экраном.
Первобытные люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты. 2 слайд.
Потом придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, теперь в ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне. 3 слайд
--Керамика, керамическая посуда-это посуда из красной глины. 4 слайд
-Посудой на Руси пользовались с древних времён. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты. 5 слайд
-Со временем русские мастера создали красивую посуду, которую знают во всем мире. Название этой посуды дали по месту ее происхождения: Гжель и Хохлома. Деревянная и глиняная посуда самая безопасная для здоровья людей. 6 слайд
-Потом появилась металлическая посуда – из чугуна выплавляли чугунки. Ими пользуются и в наше время. Как вы думаете, где и когда? 7 слайд
-Посуда из меди и серебра. Знаменитые русские самовары сделаны из меди. Изящный чайник и стакан из серебра. Известно, что серебро очищает воду и это полезно для здоровья. До сих пор люди пользуются этой посудой. 8 слайд
-Со временем появилась посуда стеклянная. 9 слайд
-Фарфор, фарфоровая посуда - это посуда из белой глины. 10слайд
-Из пластмассы делают разную посуду, например, для маленьких детей, она небьющаяся и легкая. 11 слайд.
-Пластиковая посуда изготовлена тоже из пластмассы. Как вы думаете, где она применяется? Чем она удобна? 12 слайд.
13 слайд. -По своему назначению посуда бывает разной. На какие группы ее можно разделить?
-Для чего нужна кухонная посуда? Столовая? Чайная?
-Сервиз – это посуда с одинаковым рисунком. Подумайте и скажите, что изображено на первой картинке? На второй? На третьей? 14 слайд
Какая посуда безопасна для нашего здоровья? В нашем детском саду посуда керамическая и фарфоровая, она не навредит вашему здоровью Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадет труд человека, который её делал. Как надо ухаживать за посудой? Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. 15 слайд
Физминутка с речевым сопровождением
Воспитатель: Ребята, а теперь мы на минуту превратимся все в посуду!
1 .Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
2. Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
3. Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
4. Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке
5. Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принёс.
1. Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
2. Приседают, одна рука на поясе.
3. Кружатся, рисуя руками круг.
4. Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой,
5. Делают большой круг.
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю на выставку посуды. У нас уже столько посетителей на выставке (Дети подходят к столу с посудой. На столе записка. «Уважаемые посетители выставки, я заболел, сегодня не смогу прийти. Экскурсовод»). Что же делать? Кто расскажет посетителям выставки о посуде. Что это за посуда? Из чего она сделана? Как используется человеком?
(На столе стоят: Чайник фарфоровый, сухарница пластмассовая, кружка фарфоровая, кружка стеклянная, горшок глиняный, кастрюля металлическая, тарелка фарфоровая и стеклянная и др.)
Предполагаемая ситуация: дети предлагают свою помощь и поочередно рассказывают о посуде.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были настоящими экскурсоводами! Наши гости могут высказать свое мнение. Вам понравились наши экскурсоводы?
Воспитатель: Для чего человек создал посуду?
Дети: Человек создал посуду, чтобы готовить и принимать пищу, хранить в ней продукты.
Воспитатель: Правильно. Из чего готовят пищу?
Дети: Еду (пищу) готовят из продуктов.
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю на кухню, повара просили нас помочь (Дети проходят к столам) На нашу кухню привезли продукты, они перед вами на столе, надо эти продукты разложить на полки в шкаф и холодильник (показывает на мольберты, где находятся магниты и прочерчены полоски - полки). Подумайте, на какие группы можно разделить все эти продукты и разложите их по полкам так, чтобы они не испортились при хранении.
Дети распределяют продукты на группы: молочные, мясные, мучные продукты, овощи, фрукты, крупы.
Воспитатель: Варя, какие продукты находятся на этой полке, назови одним словом? и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Поварята». Пройдем к следующему столу. Выберите каждый себе кастрюльку и загляните в нее. Егор, что у тебя в кастрюльке? Чтобы ты приготовил из этой крупы?.
Дыхательное упражнение «Каша кипит»
Дети, кладут одну руку на живот, другую – на грудь и, втягивая живот, делают вдох; а выпячивая его, - выдох, произнося звук «пф-ф-ф».
Воспитатель: Молодцы, навели порядок на кухне, приготовили еду. Присядем – отдохнем.
Воспитатель: Ребята скажите, а для чего мы едим, зачем нам нужно есть? (чтобы быть сильными, не болеть, быть красивыми, вырасти)
Воспитатель: Правильно, а сколько раз в день нужно принимать пищу?
Дети: Принимать пищу надо 5 раз.
Воспитатель: Давайте вспомним, сколько раз мы принимаем пищу в детском саду и дома. (Загибают пальцы: с утра - завтрак, 2 –ой завтрак, обед, полдник, ужин, легкий ужин дома за 2 часа до сна.)
- Когда нужно есть больше: на завтрак, обед или ужин?
- Знаете ли вы, ребята, какие продукты нужно употреблять каждый день?
Дети: Каждый день можно есть каши из крупы, молочные продукты, рыбу и мясо.
Воспитатель: Посмотрите на экран, это продукты ежедневного применения. В них много полезных для здоровья веществ. Слайд 16
Продукты нечастого применения, на следующей картинке. Слайд 17
Продукты крайне редкого применения Слайд 18. Не все вкусное полезно для здоровья!
Воспитатель: Что вы узнали нового сегодня? Что вам понравилось и запомнилось? О чем бы вы хотели еще узнать?
Домашнее задание: Дома, на кухне, рассмотреть и зарисовать посуду, при следующей встрече покажите и расскажите, какая посуда у вас дома и для чего она служит.
Самоанализ педагога
Цель: Расширять и уточнять представления детей о предметном мире (о посуде). Формировать у детей представления о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья.
Задачи
Образовательные:
-Сформировать умение различать виды посуды по ее внешним признакам;
- Расширить и углубить представления детей о посуде (истории происхождения, из какого материала изготавливается: металлическая, фарфоровая, деревянная, стеклянная, пластмассовая, глиняная)
- Уточнить представление детей о продуктах питания, их разнообразии (молочные, мясные, мучные, крупы, фрукты и овощи) и жизненно важной ценности;
- Учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения.
Развивающие:
- Совершенствовать умение группировать предметы по видовому признаку.
- Содействовать формированию познавательного интереса к предметному миру, к здоровому образу жизни;
- Развивать умение понимать и выполнять словесные инструкции педагога; проявлять компетентность в разрешении проблемных ситуаций.
-Развивать логическое мышление и память.
Воспитательные:
- Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному к ним отношению; уважение к труду людей их создающих.
-Воспитывать привычку правильного питания, сохранения своего здоровья.
- Формировать субъектные проявления: навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Здоровьесберегающие задачи:
— проводить профилактику утомления детей на занятии; обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.
Предварительная работа:
составление описательных рассказов детьми по опорным схемам, беседы о продуктах питания и режиме дня, работа с журналом «Лучики здоровья», разучивание физкультминутки, викторина по произведению К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, слайдовых презентаций о здоровом питании, о столовой посуде, создание коллекции круп, настольные игры «Поваренок», «Мой режим дня», «Что из чего?»
Методические приемы:
Загадывание загадок, просмотр слайдовой презентации, беседа, вопросы к детям, создание проблемной ситуации, работа в подгруппе, составление описательного рассказа, дыхательное упражнение, физкультминутка с речевым сопровождением, игровая ситуация на развитие словообразования и грамматического строя речи,
Активизация словаря по теме «Посуда», «Продукты питания»:
глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая; знакомство с новым словом «сервиз»; молочные, мясные, мучные продукты, крупа.
1. На данной НОД решались дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:
образовательная область «Коммуникация»: уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме «Посуда», формировать навыки согласования, словоизменения, словообразование, умение отвечать полным распространённым предложением.
Образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе;
образовательная область «Здоровье»: развивать слуховое и зрительное восприятие, плавный длительный речевой выдох;
образовательная область «Физическая культур»: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.
В ходе НОД прослеживалось единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
2. Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Образовательная деятельность проводилась в подготовительной с подгруппой детей и длилась 30 минут.
Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.
Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.
Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.
В процессе деятельности была использована физминутка для снятия мышечной усталости и дыхательная гимнастика.
3. Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД).
По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес.
Первая часть включала в себя организационный момент: загадывание загадок, для стимуляции слухового восприятия и внимания, мотивации.
Вторая часть составляла беседу, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, малоподвижную игру, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.
Третья часть – итог.
4. Методы и приёмы обучения.
Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.
В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.
Предложенные игры и упражнения подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи.
На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, сюрпризного момента, игр, иллюстраций.
В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели: воспитывать любовь и бережное отношение к посуде, уметь видеть её красоту, желание сохранять её.
Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.
Для расширения и закрепления знаний детей о посуде и продуктах питания использовались такие приемы, как беседа о посуде, беседа о правильном питании, дидактические игры: «Для чего нужна посуда?», «Разложи продукты в холодильник», координация речи и движения: физминутка «Посуда», дыхательная гимнастика «Каша кипит».
Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?») .
В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях.
5. Результативность.
В НОД считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.