Демина Наталья
Отчёт по экологическому воспитанию в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.
Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни. Основные направления экологического воспитания – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Публикация «Отчёт по экологическому воспитанию в младшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. В уголке природы помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, лупы, весы, и т. д., размещены ящики с почвой, растения, за которыми ведутся наблюдения. Уголок природы в группе служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. На удобном стеллаже находятся иллюстрации животных и растений, маеты диких и домашних животных, различные коллекции камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.
Дети учатся самостоятельно работать с календарём природы, определять время года. Учимся ухаживать за живыми объектами- растениями: поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки, весной – пересаживать.
Наблюдаем за ростом и развитием растений, учимся делать выводы какие условия нужны для их комфортного пребывания в нашем уголке («Значение света для растений», «Зачем растениям вода?», увидели появление почек, а впоследствии и листьев на ветке, поставленной в воду, прорастание семян боба, посадкой лука и чеснока и наблюдение за его ростом (весна).
Наш детский сад находиться в уникальной природной зоне. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по участку детского сада.
На территории нашего детского сада есть участок похожий на луг. Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Мы учим детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Луг для нас – это место «научных исследований. Рассматривая одуванчик, мы с детьми наблюдали за образованием и распространением его семян. Из познавательных бесед дети узнали о строении одуванчика.
Наблюдения во время прогулки и экскурсии
Знакомство с деревьями и кустарниками на участке детского сада, экскурсии, наблюдения за объектами неживой (солнце, облака, ветер, дождь, тучи и т. п.) и живой природы (растения, животные).
Ежедневные наблюдения за погодой, за её явлениями и сезонными изменениями (осенью – учимся любоваться красотой осенних деревьев и цветов, необыкновенной раскраской листьев, великолепием осеннего ковра, листопадом, увидели первые заморозки, обратили внимание на постепенное похолодание, моросящие дожди, исчезновение насекомых, уменьшение количества птиц; зимой наслаждались первым снегом, любовались красотой снежинок, познакомились с природными явлениями такими как мороз, вьюга, лёд, иней, сосульки, обратили внимание на то, что солнце если и бывает на небе, то очень недолго и оно совсем не греет; весна – время пробуждения природы и здесь раздолье для наблюдений и открытий – это и первая капель, таяние снега, ручейки, набухание почек и появление листочков.
Первая травка и цветы, вдруг откуда-то появилось множество насекомых,
Звонкий птичий гомон приводит в восторг любого слушателя, буквально на глазах происходит преобразование природы, надо только помочь деткам всё это увидеть; лето – самых благоприятный и удивительный период для познания природы, окружающего мира и экспериментов.
Наблюдали с детьми за птицами:
Птицы зимой улетают на юг (перелетные, здесь остаются только зимующие. Им холодно, мало еды, их нужно кормить, вешать кормушки.
В гости к деревьям «Береза – весенняя красавица»
«Черемуха душистая»
Беседы:
«Зачем нужна вода?», «Что нужно растениям?», «Деревья спят», «Где живёт и чем питается?», «Кто как зимует?», «Зелёные друзья», «У кормушки», «Зачем кормить птиц зимой?», «Чем мне нравиться зима?»,
«Трава-доктор», познавательный рассказ «Гусеница», «Капелька», «Птицы прилетели».
Создание книжек - малышек:
Изготовление лэпбука «Дикие животные»
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Найди такой же листок»,«Чей малыш?», «Путаница», «Сбор урожая», «Что где растёт?», «Кто в домике живёт», «Чьи следы?», «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Угадай на вкус»,лото «Дикие животные», «Домашние животные», «Растения», «Лабиринт», «Кто, что ест»,
«Разрезные картинки», «Кто спрятался?»
Подвижные игры: «Беги к ёлке (берёзе, шиповнику)», «Птицы в гнёздах», «Снежинки и ветер», «Наседка и цыплята», «Цапля», «Плыви, плыви кораблик»; «Лиса и зайцы», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик»
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, потешек:
Произведения В. Сутеева («Яблонька», «Кто сказал «мяу»?», «Цыплёнок и утёнок», «Под грибом», «Дядя Миша», «Хвосты» и др. ; «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый» С. Я Маршак, «Падают, падают листья» Н. Ивенсен, «Если на деревьях листья пожелтели» М. Ходякова, «Золотая осень» А. Барто, «Осень пришла» Е. Авдеенко, «В январе, в январе» С. Я Маршак, «Глянь-ка, мама, посмотри.» Е. Говоров, «Покормите птиц зимой» А. Яшин, «Снежок порхает, кружиться» Н. Кононенко, Е., «Зима прошла» М. Клокова, «Голуби»И. Токмакова, «Галка» Е. Трутнева; потешки: «Водичка водичка», «Солнышко-вёдрышко», «Уж ты зимушка-зима» и др. ; закличка: «Пришла весна-вёснушка!».
Художественное творчество:
Аппликации: «Осенний букет», «Цветы», «Скворечник», «Снежинка», «Гусеница»;
Рисование: «Листопад», «Овощи», «Фрукты», «Снег идёт», «Дерево в снегу», «Птички», «Улитка», «Дождик», «Ручейки» «Солнышко», «Травка»,
«Почки-листочки», «Цветы на лугу», «Божьи коровки»;
Лепка: «Гроздья рябины», «Гусеница», «Улитка», «Овощи-фрукты», «Грибы», «Птичка».
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, альбомов
«Времена года», «Кошка с котятами», «Собака со щенком», «Петушиная семья», «Гуси», «Корова с телёнком» из серии «Домашние животные», «Лиса», «Заяц», «»Медведи» и др. из серии «Дикие животные», «В лесу», «На лугу», «Цветы», «Насекомые», «Птицы», «Растения весной», «Зимние узоры».
Трудовой десант:
Уборка участка от мусора, сухих и, сломанных, ветром веток, сучков; сбор сухих листьев, травы, цветов с клумб, семян, природного материала для поделок, изготовление простейших поделок из природного материала (кораблик из листочка, кукла из сухого цветка, сгребание снега к корням деревьев, укрытие многолетников на зиму, развешивание кормушек, подкормка птиц, высадка рассады цветов на клумбы, уход за ними.
Экспериментальная деятельность:
Игры с водой, песком, проведение опытов «Что растворяется в воде?», «Чистый – грязный», «Превращения воды», «Лепится – не лепится», опыты со снегом, льдом, изучение свойств почвы.
Проведено открытое занятие по экологическому воспитанию :
«Путешествие с капелькой»
Работа с родителями:
Консультации: «Любите природу», «На прогулке летом», «Зимние забавы»;
«Экология и мы», «Как провести время с ребенком на природе»,
Выставка рисунков «Украсим планету в яркие цвета»
Предложили вместе с детьми наблюдать за объектами живой и неживой природы, беседовать на темы «Что я видел по дороге в д/с», «Что меня окружает», организовывать семейные походы, экскурсии, расширять кругозор детей.
Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности. С детьми мы проводим наблюдение за сбором урожая на огороде (осень, высадкой семян (весна, собираем природный материал для поделок, беседуем о правилах поведения в лесу, парке, водоёме, обеспечиваем кормом птиц в зимний период, изготавливаем поделки из природного материала.
Проедено родительское собрание «Экология и мы».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому на родительском собрании мы поставили перед родителями следующие цели и задачи:
Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей;
Формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;
Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи:
1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;
2. Познакомить родителей с различными формами деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;
3. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде, учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным, при необходимости оказывать им помощь, не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья;
4. Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
Подготовлены презентации «Будь природе другом!» В презентации «Будь природе другом» хотелось донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
«Домашние животные».
Отчет «Как я провёл лето».
Работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Совместная работа ДОУ с родителями помогает воспитывать любовь детей к родной природе. Таким образом, можно сказать о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.
Недостатки: Мало проведено экскурсий, целевых прогулок и проектов. Недостаточно дидактических игр. Пополнить картотеку игр, экспериментов, наблюдений.