МААМ-картинки

Конспект ОД по экологическому воспитанию в младшей группе «Прогулка в осенний лес»

Qw
Конспект ОД по экологическому воспитанию в младшей группе «Прогулка в осенний лес»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №4 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ЭКОЛОГИИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС»

Разработала: воспитатель первой

квалификационной

категории Александрова С. С.

Публикация «Конспект ОД по экологическому воспитанию в младшей группе „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах

Цель: Углубить и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных в осенний период времени в лесу. Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений.

Задачи:

1. Расширить знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, деревья и кустарники сбрасывают пожелтевшие листья, наличие плодов и семян).

2. Учить различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенам и плодам.

3. Формировать умение устанавливать простейшие причинно — следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и растений.

4. Учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.

5. Обогатить словарный запас детей названиями животных, растений (березняк, ельник, дубрава); эпитетами.

6. Закрепить правила поведения в лесу.

7. Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям.

Предполагаемый результат: называть животных, птиц, насекомых леса.

Методы: игровой, словесно — логический, наглядный, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, самостоятельный.

Материалы и оборудование.

1. Разноцветные листья для «Осеннего ковра» и сюрпризного момента «Листопад».

2. Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу».

3. Письмо от лесных жителей.

4. Карточки с изображением листьев и семян деревьев и кустарников.

5. Плакат с изображением леса («Лес – многоэтажный дом»).

6. Макеты или ветки деревьев (клён, берёза, рябина, сосна, ель, дуб).

7. Ёжик, обмотанный кленовыми листьями.

8. Макеты грибов

9. Картинки с изображением ягод, грибов, птиц, зверей, насекомых.

10. Запись «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса».

11. Угощение от Осени (корзина с «грибочками» и «орешками»).

Предварительная работа.

1. Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.).

2. Работа с календарём природы.

3. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.

4. Рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей, натюрмортов из овощей и фруктов.

5. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».

6. Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени.

7. Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме.

8. Беседы о перелётных и зимующих птицах.

9. Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник, березняк, дубрава, смешанный).

Ход ООД:

(Группа украшена в виде лесной поляны).

Воспитатель : Загадываю детям загадку:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку брусникой,

Катю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Серёжу – сыроежкой,

Настеньку – малинкой,

Полину – земляникой.

Так кто этот богатырь? Конечно, лес. А что такое ЛЕС?

Предполагаемые ответы детей: Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые.

Воспитатель : Какое сейчас время года?

Предполагаемые ответы детей: Сейчас время года – осень.

Воспитатель : Значит, в какой лес мы с Вами сегодня пойдём?

Предполагаемые ответы детей: В осенний лес.

Воспитатель : Ребята, кто — нибудь из Вас бывал в осеннем лесу? Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками «Что нельзя делать в лесу»)

— Нельзя шуметь, бегать в лесу.

— Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

— Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

— Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

— В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

— Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

— Нельзя разжигать костёр.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.

(Звучит музыка «голоса леса»)

Вот и лес.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ребё нок: Ты о чём шумишь листвою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Ребё нок: Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский.

Воспитатель : Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?

Предполагаемые ответы детей: Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные.

Воспитатель : Ребята, какие признаки осени вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: Постепенно становится холодно, меньше света,небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц.

Воспитатель : А какие ещё признаки осени Вам знакомы?

Ребё нок:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся —

Это время года осенью зовётся.

(Звучит шорох листвы, лёгкого ветра).

Воспитатель : Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?

Предполагаемые ответы детей: На ковёр.

(Дует ветер, летят листья).

Воспитатель : Ребята, что это сейчас было?

Предполагаемые ответы детей: Листопад.

Воспитатель : А что это такое Листопад?

Предполагаемые ответы детей: Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля становится холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому листья желтеют и опадают.

Воспитатель : Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад!

(Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо).

Воспитатель : Посмотрите – письмо. Адрес верен: Детский сад № 4младшая группа. Адрес отправителя: Лес, зверям и птицам. Давайте прочитаем, что же они нам пишут.

(Читают письмо от зверей)

Лесные жители просят нас вести себя тихо у них в гостях и не мешать им готовиться к зиме. А как животные готовятся к зиме?

Предполагаемые ответы детей: Запасают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой.

Воспитатель : Лес – это как большой, многоэтажный дом, в котором живёт много-много жильцов, соседей и каждый из них занимает свой «этаж». Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнёзд, нор. Звери задали нам задание, догадаться, кто на каком этаже живёт в лесном доме. Справимся?

Вот у нас Лесной дом, который состоит из пяти этажей. Его мы и будем заселять. Посмотрите, лесные жители оставили нам свои фотографии. Давайте поместим каждого зверя на свой этаж лесного дома. Как Вы думаете, кто где живёт?

(Дети берут изображения зверей и размещают их на плакате Лесного дома.)

Воспитатель : Но жители лесного дома – это не только птицы, звери и насекомые, а как Вы думаете, кто ещё?

Предполагаемые ответы детей: Грибы, деревья, ягоды, цветы.

Воспитатель : А вы знаете, кто самые главные жители в лесу?

Предполагаемые ответы детей: Деревья.

Воспитатель : Почему Вы так думаете?

Предполагаемые ответы детей: Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц.

Воспитатель : Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха, прогулок.

(Слышится шорох листьев. Катится клубок из осенних листьев).

Воспитатель :

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаёшь?

Приглядитесь, это Ёж!

Золотым клубочком стал

Хитрый ёжик колкий,

Листья клёна нанизал

На свои иголки.

(Воспитатель разматывает ёжика из листьев)

Игра «Собери грибы»

Воспитатель : Спасибо, Ёжик, что привёл нас на грибную поляну. А теперь устроим перевал.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Воспитатель : Каких птиц Вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: Дятел, кукушка, снегири, соловьи…

Воспитатель : Все ли птицы остаются в лесу на зиму?

Предполагаемые ответы детей: Нет, некоторые улетают на юг.

Воспитатель : Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

Предполагаемые ответы детей: Перелётные птицы.

Воспитатель : А почему они улетают?

Предполагаемые ответы детей: Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.

Воспитатель : Каких перелётных птиц Вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки…

Воспитатель : Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

Предполагаемые ответы детей: Зимующие птицы.

Воспитатель : Чем питаются зимующие птицы?

Предполагаемые ответы детей: Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.

Воспитатель : Как нужно заботиться о зимующих птицах?

Предполагаемые ответы детей: Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки.

Воспитатель : Каких зимующих птиц Вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: Воробьи, голуби, синицы…

Воспитатель : Где в лесном доме живут птицы?

Предполагаемые ответы детей: На деревьях, в кустах.

Воспитатель : Давайте их расселим на ветвях деревьев среди кустов.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, все этажи лесного дома мы с вами заселили?

Предполагаемые ответы детей: Нет, остался ещё один этаж.

Воспитатель : Совершенно верно остался ещё один этаж, который невидим нам, но там тоже вовсю кипит жизнь. Он похож на подвал. Кто живёт под землёй?

Предполагаемые ответы детей: Корни деревьев; черви, муравьи, кроты…

Воспитатель : Давайте заселим подземных жителей в лесной дом.

(Дети расставляют подземных жителей на свои места).

Рефлексивный компонент.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, какой получился замечательный лесной дом. В высоком старом лесу пять этажей. Пятый – это верхушка самых высоких деревьев. Подскажите, каких?

Предполагаемые ответы детей: Сосен, елей, дубов.

Воспитатель : Четвёртый – кроны деревьев пониже.

Предполагаемые ответы детей: Клёны, берёзы, осины. На них расположились птицы и звери: белка, дятел, сова…

Воспитатель : Третий этаж – кусты и маленькие деревца. Этот этаж называется подлеском. Здесь почётное место занимают ягоды и птицы. А второй и первый этажи – травы, цветы, грибы, ягоды и звери. В каждом лесном доме есть «подвал», где прячутся корни зелёных обитателей леса и живут подземные жители.

Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения.

А с какой целью человек ходит в лес?

Предполагаемые ответы детей: Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами.

Воспитатель : Почему говорят «Лес – наше богатство»?

Предполагаемые ответы детей: Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.

Лес – украшение планеты, здоровье людей.

Лес – родной дом для растений и животных.

Воспитатель : Как люди ещё используют лес?

Предполагаемые ответы детей: Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, нитки.

Воспитатель : Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.

Берегите русский лес,

Он – источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клёны, ели,

Берегите лес!

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить в мир и покой!

(Звучит музыка. Появляется Осень с корзинкой печёных грибочков и орешков.)

Осень : Здравствуйте, ребята, я наблюдала за Вами всю вашу прогулку. Какие Вы молодцы, как много знаете и обо мне, и о лесе. А как замечательно Вы себя вели в нашем лесном доме! Лесные жители, как настоящие гостеприимные хозяева, приготовили Вам гостинцы – мои дары: грибы и орешки.

Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу.

Лес – богатство и краса,

Береги свои леса!

Враг природы тот,

Кто леса не бережёт!

До скорой новой встречи в лесу, ребята! (Осень уходит под «Шум леса»)

До свидания, Осень! До свидания, жители лесного дома! До свидания, Лес!

Список литературы:

1. Т. А. Шорыгина Зеленые сказки. Экология для малышей. М. : Прометей 2014

2. Е. И. Золотова Знакомим дошкольников с миром животных.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия в старшей группе ДОУ «Прогулка в сказочный осенний лес» «Прогулка в сказочный осенний лес» Цель: Способствовать развитию музыкальных способностей детей через совместную музыкально- ритмическую.

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Прогулка в осенний лес» с использованием здоровьесберегающих технологий Конспект музыкального занятия в старшей группе «Прогулка в осенний лес» Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных.

Конспект НОД для младшей группы «Прогулка в осенний лес» № Деятельность педагога Действия воспитанников 1. Педагог вносит игрушку ёжика, в лапках у которого корзинка с осенними листочками и предлагает.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «По тропинке в лес пойдем» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПО ТРОПИНКЕ В ЛЕС ПОЙДЁМ» Цель. Обобщить и систематизировать.

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Осенний калейдоскоп» Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей об осени как о времени года. Учить устанавливать связи между продолжительностью.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Прогулка в весенний лес» КОНСПЕКТ занятия по экологическому воспитанию «Прогулка в весенний лес» Воспитатель: Голубева Елена Александровна Цель: формирование экологической.

Конспект занятия «Прогулка в осенний лес» Цель: Формировать у младших дошкольников представление о временах года. Задачи: 1. Развивать наглядно- образное мышление. 2. Закрепить.

Конспект занятия-викторины по экологическому воспитанию «Прогулка в лес» (старшая группа) Конспект занятия-викторины по экологическому воспитанию (старшая группа) Тема: "Прогулка в лес" Цель: Формировать основные правила поведения.

НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в волшебный лес» Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Путешествие В волшебный лес» Воспитатель: Титова С. Н Интеграция областей:.

Конспект занятия «Прогулка в осенний лес» в группе общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет Цель: Формировать коммуникативные навыки общения детей 3-4лет посредствам игровой деятельности. Задачи: 1. Образовательные задачи: • расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по экологическому воспитанию в младшей группе «Прогулка в осенний лес»
Опубликовано: 5 сентября 2018 в 19:30
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД