Юлия Ильина
Мастер-класс для педагогов «Тимбилдинг как технология работы с дошкольниками в образовательном процессе в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для педагогов «Тимбилдинг как технология работы с дошкольниками в образовательном процессе в ДОУ»
Цель: ознакомление педагогов с технологией тимбилдинга.
Задачи:
- повысить компетентность педагогов в применении новых образовательных технологий;
- показать приемы и способы технологии в образовательном процессе;
- формировать у педагогов чувство сотрудничества и единства;
- сохранить эмоциональное благополучие всех участников мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас сегодня на своем мастер- классе, который называется «Тимбилдинг как технология работы с дошкольниками».
Воспитательный и развивающий потенциалы детского коллектива огромны. К сожалению, в настоящее время, коллективизм как явление постепенно уходит из образовательных учреждений, уступая свои позиции индивидуализму и личному успеху. Одной из причин индивидуальных детских проблем является отсутствие благоприятного климата в детских коллективах, а также отсутствие самого коллектива в полном понимании этого слова. При этом теоретически дошкольное детство обосновано как сенситивный период для развития эмоциональной и коммуникативной сферы личности, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Уважаемые коллеги, знакомо ли вам понятие «Тимбилдинг»? (ответы участников). Совершенно верно. Тимбилдинг в переводе с англ. означает «командообразование», «построение команды». Главная задача — тимбилдинга- это сплотить коллектив. В основу концепции тимбилдинга легли работы многих исследователей, но всё-таки, «отцом» концепции тимбилдинга принято считать американского профессора, психолога и социолога Элтона Мэйо.
Существует три основных вида тимбилдинга:
1. Спортивные тимбилдинги (направлены на физическую активность участников, своеобразные игры и соревнования и т. д.).
2. Логико-психологические тимбилдинги (направлены на интеллектуальную активность участников, задания с логическим уклоном, тесты и т. д.).
3. Творческие тимбилдинги (направлены на эмоциональную активность участников, квесты, флешмобы и т. д.).
Скажите, пожалуйста, зачем детям нужен тимбилдинг? Для сплочения группы, для дружбы, для общения, так для взаимопонимания друг с другом. Все верно. Он способствует формированию коллектива. Дети через игры и игровые упражнения учатся взаимодействовать и договариваться друг с другом, устанавливать контакты, объединив идеи внимания и условия всей команды для достижения общей цели.
Изменения в современном мире стремительны, и дети в этом мире мало контактируют друг с другом.
Почему это происходит? Как вы думаете? Да потому что в основном дети погружены в виртуальный мир, в гаджетах. Дети зачастую не хотят, не договариваются, не пытаются помочь друг другу. Поэтому трудно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. А современные условия требуют от детей умение работать в команде, в группе. Отличной средой для развития навыков общения и идеальной платформы укрепления детского сообщества является технология детский тимбилдинга.
Это целенаправленные задания в игровой форме, в которые признаны сплотить детский коллектив, научить детей разговаривать и договариваться между собой. Технологию тимбилдинга можно применять во всех образовательных областях.
Лев Семенович Выготский сказал, что игра является ведущим инструментом для сплочения коллектива. Поэтому элементы данной технологии можно включать во все части занятия.
Есть много упражнений, игр и приемов командообразующей направленности, где дети учатся действовать сообща, вместе принимать решения, анализировать ситуацию, согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Тимбилдинг воспитывает у детей эмпатию, уверенность в себе и лидерские качества. В игровой форме мальчики и девочки учатся понимать и считаться с особенностями, нуждами друг друга. Они начинают общаться, находить компромиссы, слушать, принимать чужое мнение и не бояться высказывать свое.
Благодаря тимбилдингу ребята:
• приобретают уверенность в себе и целеустремленность;
• начинают чувствовать свою собственную значимость;
• перестают быть тихонями;
• проявляют инициативу, креативность.
Практическая часть.
Как говорил Александр Суворов: «Теория без практики мертва», поэтому настало время апробировать технологию тимбилдинга.
Я хочу показать именно те игры, которые направлены на командообразование, на ощущение поддержки товарища, плечо друга.
Ход игры.
Приглашаю всех окунуться в мир тимбилдинга. Я хочу наш мастер- класс начать с приветствия.
«Имя в центре» Во время физминутки дети образуют круг. В его центр по очереди вызываются, например, все Саши или все Лены. Круг начинает скандировать их имена в такт музыке. Так до тех пор, пока все имена не побудут в центре. Таким образом, каждый ребенок получает возможность побыть в центре внимания всего коллектива.
Второе наше упражнение называется «карандаш и круг». Участники должны встать в круг и указательными пальцами, кто стоит рядом с друг другом, удерживать карандаши. Но при этом не просто стоять, я буду давать вам задание, а вы должны будете синхронно выполнять эти задания, держа карандаши, чтоб они не упали.
Итак, все готовы? Первое задание- нужно всем вместе поднять руки вверх. Все вместе. Так молодцы. А теперь все вместе опустить руки вниз.
Второе задание: нужно наклониться вперед вместе с палочками. Держим, держим, а теперь назад. Это ничего страшного. И последнее задание присесть вместе с палочками. Не торопитесь, нужно делать плавно не торопясь, а теперь встать.
«Добрые руки»
Детям предлагается с закрытыми глазами поздороваться или поиграть, потанцевать или погладить руку-друга, используя отверстия в коробочке, можно изменить игру и попробовать угадать, чью руку взял. Это формирует определенное доверие детей дуг к другу.
«Верёвочка»
Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят). Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник, круг, квадрат». Это учит детей слаженным командным действиям и выявляет лидеров команды. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить звезду, шестиугольник.
Еще есть одна игра, которая называется «Человеческий клубок». Игра сложная, но мы попробуем в нее поиграть. Итак, ваша задача- нужно взять за руку любого игрока, не стоящего рядом с вами. Беремся обеими руками, делаем как путаницу. Итак, теперь этот человеческий узелок нужно нам размотать, не отпуская рук. Попробуем?
Мы с вами справились с поставленной задачей. Этот узел бы мы могли с вами распутывать бесконечно, но цель нашей игры достигнута.
Все мы сплотились, действовали для достижения одной общей цели.
Дорогие коллеги вот мы с вами и познакомились с детским тимбилдинком.
Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.
Что при выполнении игр было легче всего вам?
А что было самое трудное в играх? (Самое трудное, я так думаю, это прислушиваться к мнению других.)
А скажите, пожалуйста, чему учат эти игры? (Учат сплоченности)
Что вы сегодня на своей практике почувствовали? (что на самом деле дети учатся сплоченности? вы стали как- то ближе, прислушиваться.)
Скажите, пожалуйста, можно ли эти игры применять на практике?
Да не только детям, ну и взрослым было интересно. А дети вообще в восторге будут, дети любят такие игры.
Скажите, пожалуйста, была ли вам полезной информация, которую вы сегодня услышали?
Всем спасибо, мне хочется поблагодарить каждого из вас за активное участие и взаимодействие. Вы были все активны, слаженно работали в команде.
Не забывайте, что мы единое целое. Каждый из нас важная, необходимая, уникальная часть этого целая.
Ведь лучше быть вместе, а вместе быть лучшими.