Татьяна Свербина
Мастер-класс «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей.
«Логико - математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников».
Актуальность мастер – класса.
Публикация «Мастер-класс „Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме».
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как средства развития математических представлений старших дошкольников.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер - класса представление об игровой технологии.
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции. в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Формы деятельности: фронтальные, групповые.
Методы работы: игровые и развивающие упражнения.
Раздаточный методический материал:
Цветные счетные палочки Кюизенера
План проведения мастер-класса.
1. Вступительное слово
• актуальность темы.
2. Ознакомление участников мастер-класса с основными развивающими игровыми технологиями по формированию элементарных математических представлений:
• влияние логико-математических игр на формирование элементарных математических представлений;
• создание педагогических условий;
• решение образовательных задач.
3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию
логико-математических игр для развития логического мышления у дошкольников.
4. Рефлексия:
• вопросы участников мастер-класса.
Интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка.
В дошкольном детстве происходит развития восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего детства.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности». В. А. Сухомлинский.
Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности – игру.
Среди всего многообразия игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально – развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операции умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них какого – то познавательного содержания, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций.
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико – математические игры – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико-математические игры и упражнения.
Игры с цветными палочками Кюизенера.
Цель:
Развивать у детей представление о числе;
Научить их измерению с помощью мерки;
Развивать комбинаторные способности;
Познакомить с ориентированием;
Учить выкладывать плоскостные и объемные фигуры и композиции, буквы, цифры.
Игры цветные счетные палочки Кюизенера, Б. П. Никитина «Сложи узор», предлагаю детям во время самостоятельной деятельности, а также использую их при индивидуальной работе и в непосредственно- образовательной деятельности.
Палочки Кюизенера – это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта:
• Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»;
• Палочки 3, 6, 9 образуют «синюю» семью»;
• «Семейство желтых» составляют 5 и 10;
При работе с палочками Кюизенера я выделила несколько этапов работы с детьми, которые мы сейчас вместе с вами рассмотрим.
Игра 1: Знакомство с палочками
Коллеги, послушайте сказку, которую я вам расскажу.
Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно. И вот однажды решили палочки поиграть с нами в игру, которая называется “ Назови число – найди палочку”. Я показываю Вам любое число в пределах 10, а вы находите палочку, которая соответствует этому числу. Затем я показываю палочку любого цвета, а вы, коллеги, называет цифру).
Игра 2:
Отгадайте загадку:
Мне без него не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый.
(дом)
Понятие состава числа ( например: Построение таких домов ведет к закреплению понятий о составе числа 3,4,5, 6,7,и т. д.)
Сейчас мы с вами построим дом в составе числа 10,
Заключение.
Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно – образное мышление, для другого наглядно – действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Логика – математическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер.
Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
«Учиться можно только весело … Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу.