Ирина Карпеш
Отчёт по самообразованию «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчёт по самообразованию
Тема:
«Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
Воспитатель: Карпеш Ирина Владимировна
В 2019-2020 учебном году я изучала тему «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы».
Публикация «Отчёт по самообразованию „Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Возраст 6-7 лет это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный (благоприятный) период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основой для обучения грамоте является обще речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Я поставила для себя цель:
• Повышение педагогической компетентности по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
И, конечно же, определила задачи для достижения цели:
• Составить план работы на уч. год. в соответствии с темой саморазвития;
• Изучить методическую литературу по теме самообразования;
• Вопрос относительно выбора программы по обучению грамоте детей подготовительной группы не возникал, поскольку в прошлом году я работала по Авторской программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве». Продолжением её, (для детей 6-7 лет, является –«Я начитаю читать».
• Создание предметно-развивающей среды для применения занимательных форм обучения грамоте;
• Проанализировать работу по выбранной теме;
• Составить аналитический отчет о проделанной работе (с презентацией).
В результате изучения темы саморазвития я должна была:
• повысить свою компетентность в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте;
• применять новые формы методы и приёмы в работе по обучению грамоте с детьми;
• применить в своей работе авторскую методику по обучению грамоте детей подготовительной группы.
При работе с детьми были поставлены следующие цели и задачи:
Цель:
Развитие у детей старшего дошкольного возраста всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
- Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
- Познакомить со звучащим словом, его протяжённостью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки;
- Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам;
- Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;
- Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
На начало года мной был разработан перспективный план по изучению темы саморазвития и вся работа в течении всего уч. года велась согласно плану.
В своей работе по теме саморазвития я использовала методику Колесниковой Е. В. «Я начитаю читать». Основная задача–овладение техникой чтения, зарождение интереса к самостоятельному чтению. Технология ее реализации решает задачи подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Программа базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии (Эльконин Д. Б., Давыдов В. В.) Она дополненна большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.
Для работы по обучению грамоты были созданы дидактические и наглядные пособия:
• схемы звукового состава слов.
• смешанные модели слов.
• материалы для развития у детей графических навыков.
• Закуплены доски-планшеты и разноцветные маркеры.
• Имеется демонстрационная касса букв.
• картинки с последовательно развивающимся действием;
• тетрадки в клетку и в линию, прописи, печатные рабочие тетради по данной программе.
• Подобрана и изготовлена картотека дидактических игр по обучению грамоте.
• Изготовлен дидактический материал «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов»
• Пополнена коллекция обводок и штриховок
• Изготовлены дидактические игры «Слоговые таблицы» и «Составь слово».
Для повышения своей компетентности, в течение года я участвовала в работе городского методического объединения воспитателей дошкольных групп 6-7 лет, посещала открытые занятия, проводимые воспитателями города по речевому развитию.
Провела 2 открытых занятия. Одно для педагогов МДОУ «Детский сад «Солнышко»- «Путешествие к Деду Морозу» (с использованием ИКТ). Второе, в рамках ГМО воспитателей дошкольных групп 6-7 лет - Интегрированное занятие по развитию связной речи, с использованием ИКТ «Путешествие на Север».
Очень важна работа с родителями.
Для родителей проводились консультации, размещалась информация в родительском уголке: «Развитие мелкой моторики дошкольников», «Детская рука. Как ее развивать?», «Игры с буквами для дошкольников», «Консультация для родителей по обучению чтению», «Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса?», «Что такое фонематический слух?» и мн. др.) в виде папок передвижек и буклетов.
В результате проделанной работы к концу года все дети умеют читать, большинство- в хорошем темпе.
-знают и пишут буквы русского алфавита;
-определяют место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
-различают гласные, согласные, тврдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
-пользуются графическим обозначением звуков (гласные –красный квадрат, тврдые согласные –синий квадрат, мягкие согласные –зелный квадрат);
-соотносят звук и букву:
-пишут слова, предложения условными обозначениями, буквами;
-определяют ударный слог, ударную гласную и обозначают соответствующим значком;
-проводят звуковой анализ слов;
-читают слова, предложения, небольшие тексты;
-правильно пользуются терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
-составляют предложение из двух, трх слов, анализируют его.
Мне не удалось: (в связи с самоизоляцией)
• выступить на педсовете по теме самообразования, поэтому подготовленную консультацию я прилагаю к отчёту.
• Провести запланированное родительское собрание «На пороге школы». (конспект тоже прилагаю к отчёту)
По окончанию изучения темы «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы» все запланированные результаты получены.
На следующий учебный год я запланировала изучить тему «Сенсорное воспитание детей 3–4 лет через дидактические игры».