МААМ-картинки

Отчёт по самообразованию «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Альбина Токаева
Отчёт по самообразованию «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Отчёт по самообразованию "Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Токаева А. Х.

Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком.

Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Практика показывает, что обучение письму остается одним из сложных и трудных этапов. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык.

Формирование графических навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.

Особенно важна проблема формирования графических навыков у младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения. Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания педагогов дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.

Графический навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное, а с другой как, двигательное. Графические навыки формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.

Процесс формирования графических навыков письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека.

Очень важно для овладения графическим навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки.

Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графическому навыку письма. Отмечено, что мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы не уставал быстро при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности.

Выделяют несколько этапов развития графических навыков.

I этап – аналитический – вычленение и овладение отдельных элементов действия, уяснения содержания.

II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие. Большая роль на этом этапе отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ведущим при этом является зрительный контроль. Ученик учится постоянно следить за тем, как он ведет руку при письме, как отставляет друг от друга буквы, пишет ли их на строке. Он зрительно воспринимает написанное и таким образом контролирует правильность изображения слов. При несоответствии зрительным образам слов полученных на письме результатов учащийся вносит поправки.

III этап – автоматизация – фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность, возникающая как естественный результат формирования навыка.

Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная действительность (а не механические упражнения).

Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения во многом определяются тем, насколько успешно шло формирование навыка на первом этапе. Считается, что формирование навыка завершается к 10-11 годам, то есть тогда, когда становится стабильным почерк, когда увеличение скорости или какие-то дополнительные внешние «помехи» – грамматические задания, необходимость сосредоточить свое внимание на содержание текста, или необходимость выразить свою мысль письменно, – не будет искажать почерк, не приведут к его изменению, нарушению.

Анализ письменных работ учащихся с первого по четвёртый классы показывает, что по мере упражнений происходит динамика развития графических навыках. Качественные отличия навыков учащихся с первого по четвё ртые классы заключаются в следующем: все точнее воспроизводится образ буквы, буквосочетаний – устанавливаются связи между зрительным и мускульным контролем движения.

С возрастом учеников наращивается и скорость письма. Постепенное увеличение скорости письма, приобретение ритма движений в процессе письма, стремление руки совершать наиболее экономные движения приводят к связному письму учащихся.

Таким образом, формирование графического навыка письма в начальной школе – длительный и сложный процесс.

Характеристика типичных нарушений графических

навыков у детей с нарушениями интеллекта и причин их

возникновения.

Типичные ошибки умственно отсталых детей при письме :

· длительное запоминание буквы;

· смешение буквенных знаков;

· неправильное начертание буквы;

· неверное расположение букв на тетрадном листе;

· зеркальность письма;

· затруднения в соотнесении звука с соответствующей буквой;

· неправильное соединение букв в слоге.

· не отделяют гласные звуки от согласных (стол – стл);

· смешивают акустически сходные звуки (Барбос – Парпос);

· переставляют буквы, т. е. нарушают строение слова (кошка – кокша);

· пропускают и переставляют местами слоги (сушили – сушли, защита – затащи).

Таким образом, формирование графических навыков умственно отсталых учеников осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития. Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а так же слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками учащихся с интеллектуальными нарушениями, а так же приводят к ошибкам данного навыка.

Характеристика приемов коррекции нарушений

графических навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Коррекционная направленность заключается в том, что весь программный материал по русскому языку нацелен на развитие речи и устранение речевых недостатков учащихся. Программа учитывает недостатки прошлого опыта детей. Структурно она построена так, чтобы перед изучением каждого нового раздела выделялся подготовительный этап, который предназначен для коррекции недостатков прошлого опыта. Программа учитывает недостатки мыслительной деятельности учащихся. В связи с этим сходный материал либо разбивается во времени, либо изучается на основе сопоставления одного с другим. Практическая направленность программного материала заключается в формировании у детей речевых навыков, идет установка на развитие речи как средства общения.

Тренировка пространственно-зрительного восприятия и зрительной памяти, а также предупреждение ошибок на уровне буквы:

· копирование различных фигур и их сочетаний, дорисовывание фигур;

· отработка понятий «право», «лево», «верх», «низ»;

· постановка точки в заданном учителем месте;

· соединение точек в заданном направлении;

· выкладывание букв из палочек, элементов-шаблонов, ощупывание букв;

· нахождение недостающего элемента, написание буквы и т. п.

Предупреждение ошибок на уровне слога:

· придумывание и записывание слов на заданный слог в разной позиции (сани, лиса);

· работа со схемой слога и запись слога к схеме и т. п.

Предупреждение ошибок на уровне слова:

· отработка понятия «слово», в том числе и предлог;

· работа над постановкой правильного ударения в слове (протяжно тянем нужную букву);

· работа со схемой слова и подбор слов к заданной схеме;

· подбор и запись групп однокоренных слов;

· составление и запись слов из разбросанных слогов, букв;

· работа с синонимами и антонимами и т. п.

Предупреждение ошибок на уровне словосочетания:

· сочетание существительного с прилагательным (яблоко какое);

· сочетания существительных с глаголами;

· сочетание существительных с числительным и т. п.

Предупреждение ошибок на уровне предложения:

· составление предложений к различным схемам;

· работа с деформированным предложением;

· работа с предложением, в котором пропущены предлоги;

· пропуск прилагательного в предложении;

· пропуск наречия в предложении;

· пропуск глагола и т. п.

Предупреждение ошибок на уровне текста:

· работа с деформированным текстом;

· составление связного рассказа из смешанных фраз;

· составление рассказа по серии картинок, по данному началу и концу, по одной картинке, по опорным словам.

Различные виды списывания:

· с рукописного текста;

· с печатного текста;

· осложненное заданиями логического и грамматического характера.

Проведение различных видов диктантов:

· слуховые диктанты со зрительным самоконтролем;

· графические диктанты.

Основные задачи по коррекции дисграфии :

· Помочь запомнить буквы письменного шрифта.

· Научить соотносить звуки и буквы печатного и письменного шрифта.

· Научить ориентироваться на листе бумаги.

· Научить списывать с текста.

· Научить писать по слуху.

Основные требования к уроку письма:

· Большая часть урока отводится либо подготовительной работе, либо письму.

· Проведение гимнастики для пальцев.

· Соблюдение санитарно-гигиенических требований (посадка, положение тетради, чередование труда и отдыха для руки ребенка).

· Предварительный анализ того, что дети будут писать.

· Проведение двух физминуток.

Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы:

а) письмо с пропусками “дырками” – не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре;

б) можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе, можно записать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем.

Учитель читает предложение и записывает на доске схему

· Весной лес оживает е___оие.

· Весело щебечут птицы ео еу ы

· Из берлоги вылезает сонный медведь. з ие ее, ед.

в) есть прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы “непроизносимые согласные”, можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Значит, надо думать, прежде чем писать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при письме;

г) можно проводить так называемый “диктант” с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т. е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, обосновать свой выбор ее написания.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинать эту работу надо с 1 класса.

3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание, т. е. проговаривание так, как надо писать. Этот прием используют многие учителя. И он дает неплохие результаты. Такую работу необходимо вести с 1 класса.

Особое значение для обогащения словарного запаса у учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка

С целью активизации словаря, работу можно представить в виде следующих основных этапов:

1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

а) контекста;

б) подбора синонима или антонима;

в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;

г) описательного оборота.

2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями)

Фонетико-графические умения вырабатываются на минутках чистописания, в ходе звукобуквенного разбора, частичного или полного.

Большое внимание уделяется развитию графических навыков, двигательному анализатору.

Эту работу удобно проводить в таком порядке:

1) Рассмотреть образцы начертания смешиваемых букв.

2) Объяснить различие.

3) Дать облегчающий запоминание мнемонический прием.

4) Тренировать в чередующейся записи смешиваемых букв цветными карандашами с проговариванием звуков.

5) Упражнять в списывании слов и текстов, где пропущены смешиваемые буквы, и в записи таких текстов под диктовку.

При работе над смешиваемыми буквами использовались следующие приемы:

1. Сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий (у буквы и – два крючка, а у ш – три и др.).

2. Письмо смешиваемых букв в воздухе. Этот прием использовался на каждом из занятий, так как за счет подключения движений руки дети лучше усваивали имеющиеся в начертании букв различия. Глаза при этом предлагали закрыть, так как наиболее важным в данном случае был двигательный контроль, который выполняет в чем-то компенсирующую роль по отношению к недостаточно тонкому зрительному.

3. Называние ребенком рядом написанных сходных по начертанию букв. Данное задание использовалось нами при обследовании, но теперь нашей целью было добиться безошибочного называния букв. Для этого целесообразно давать детям соответствующие пояснения, подчеркивая различия между буквами. Важно и необходимое количество тренировочных упражнений.

4. «Достраивание» букв путем добавления недостающих элементов.

При выполнении всех этих упражнений постоянно заострять внимание детей на особенностях начертания букв. Учить находить в них не только сходство, но и различие. Что и позволит обеспечить прочное усвоение графического образа буквы.

Формирование графического навыка письма – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В ходе многочисленных упражнений учащихся по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 мая 2022 в 07:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт по самообразованию «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Токаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД