Махорина Марина Леонидовна
Отчёт по самообразованию «Художественно-речевое развитие детей через театрализованную деятельность в первой младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
"Художественно - речевое развитие детей, через театрализованную деятельность в 1 мл. группе".
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с фольклорным произведениями, ( устным народным творчеством: потешки, сказки, колыбельные песенки); вызвать радость общения с образным языком общения.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Художественно-речевое развитие детей через театрализованную деятельность в первой младшей группе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развивающие : развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Развивать речь, внимание, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширять представления о добре, правде, красоте. Окружить детей теплотой добрых чувств. Театрализовано – игровая деятельность, является источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей
1. Роль фольклора в развитии ребенка младшего возраста.
2. Знакомство детей с разными фольклорными жанрами: (сказки, стихи, потешки, колыбельные песни).
3. Отбор художественного материала для педагогической работы с детьми 1 младшей группы.
Август:
Работа над темой самообразования : прорабатывала цели и задачи, основные вопросы по теме. Подбирала и изучала литературу.
Сентябрь:
Подборка сказок, потешек, колыбельных песенок для детей. 1. Роль фольклора в развитии ребенка младшего возраста.
2. Знакомство детей с разными фольклорными жанрами: (сказки, потешки, колыбельные песни).
3. Отбор художественного материала для педагогической работы с детьми 1 младшей группы.
Сентябрь:
Подборка сказок, потешек, колыбельных песенок для детей.
Потешки:
«Лошадка», «Серенькая кошечка», «Пёс Барбос», «Мы матрёшки», «Птички – невелички». «Ладушки», «Снег, снежок», «Дождик, дождик». «Собачка Жучка».
Сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Колобок», «Репка», «Федорино горе», «Петушок и бобовое зёрнышко». «Серенькая шейка». «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Волк и семеро козлят».
Колыбельные песенки для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Приобщение детей к малым фольклорным формам, колыбельным песням.
Задачи: Содействовать созданию эмоционально – положительного климата в детском саду, чувства комфорта и защищённости. Формирование нравственных качеств воспитанников. Способность проявлению у детей интереса к музыке, желание слушать и петь народные песенки. Создать условия для повышения уровня коммуникативного развития воспитанников : обогащения словарного запаса, освоению грамматического строя речи.
Колыбельные песенки:
Колыбельные песенки, мелодии – основа фольклора, разных народов.
«Баю, баю, баиньки».
«Не ложится на краю»,
«Котя, котенька коток», «Спят усталые игрушки, Олег Анофриев, 1964г
Колыбельная медведицы Аида Ведищева, 1969г.
«Спи моя радость усни, В. Толкунова, 1998г.
Октябрь
Словесные игры с детьми,
Цель: Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении. Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения. Закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах.
«Петушок», «Уточка», «Птички – невелички», «Курочка – Рябушечка». «Еду, еду», «Птицы и автомобиль», «Мишка косолапый», «Петушок, золотой гребешок», «Пёс Барбос», «Серенькая кошечка». «Коза рогатая», «Ладушки», «Про сороку».
Ноябрь.
Сюжетно – ролевые игры.
Сюжетно – ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Но умение играть в сюжетно – ролевые игры формируется гораздо раньше. Дети 3 лет с радостью вживаются в роли врачей, продавцов, строители. Когда, лучше начинать знакомить малыша с сюжетно – ролевыми играми? Специалисты утверждают, что знакомство ребёнка с сюжетно – ролевыми играми в раннем возрасте, идёт ребёнку, только на пользу. В ходе проигрывания различных ситуаций и сцен из жизни, малыш узнаёт много нового о мире вокруг. Наблюдая за нашими инсценировками, ребёнок постепенно начинает понимать, что послужило причиной реакции персонажа: (например, мишка плачет, потому, что упал). Кроме того, сюжетно – ролевые игры – это отличный способ развивать речь малыша, обогатив его словарный запас. Он научится лучше понимать интонацию и мимику.
Поначалу, ребёнок только будет лишь наблюдать за игрой воспитателя с детьми, но со временем ребёнок начнёт принимать активное участие и имитировать действия воспитателя. Моделирование жизненных ситуаций в сюжетных играх может быть частью воспитательного процесса. Возможно, показать малышу, какие последствия повлечёт за собой то или иное поведение, как можно себя вести, а как нельзя. Помимо этого, ролевые игры развивают в ребёнке умение действовать по правилам и контролировать свое поведение. Игры, инсценировки позволяют ненавязчиво рассказать малышу, что такое хорошо и что такое плохо, и воспитать в нём такие качества, как сострадание, отзывчивость, трудолюбие, доброта.
Подборка, сюжетно – ролевых игр:
«Лиса и зайцы», «Мишка косолапый», «Доктор Айболит», «Угостим птичек, вкусными зёрнышками». «Доктор», «Мы строители», «Угостим зайчонка, вкусной морковкой». «Куклы в гостях у ребят». «Водитель автобуса». «Моя семья». «Приготовим вкусный обед». «Мы, матрёшки», «кукла ложится спать». «Оденем куклу, после сна». «Водитель автобуса».
Декабрь.
Подборка стихов, песенок, потешек.
Песенки:
1. «Хоровод, вокруг Ёлочки».
2. «Снег, снежок».
2. «У ребяток наша, ёлочка большая».
3. «Вот зима, кругом бело»
4. «Рукавицы мы наденем…».
Потешки:
1.«Белый снег, пушистый».
2. «Серенькая кошечка».
3. «Мишка косолапый».
4. «Села птичка на ладошку»
5. «Моя семья»
6. «Мы сварили суп».
«Как на горке снег…».
Чтение стихов, сказок:
1. «Правилах дорожного движения в стихах».
2. Отрывок их стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»
3. Отрывок из стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит».
4. «Зимняя песенка».
5. Чтение рассказа: «Кошкин дом».
6. Чтение сказки: В. Сутеева «Капризная кошка».
7. Чтение сказки «Серая шейка».
8. Чтение сказки: «Волк и семеро козлят»/
9. Чтение сказки «Снегурочка и лиса».
Январь:
Обыгрывание с детьми знакомые сказки: «Колобок, Курочка Ряба».
Февраль:
Обыгрывали с детьми стихотворения, А. Барто «Самолёт», «Мяч», «Мишка». Разучивание потешек: «Зайка беленький сидит», «Я, пеку, пеку, деткам всем по пирожку…»
Март:
Рассказывание рассказа «Кошкин дом», разучивание потешек: «Кашу вкусную сварили», «Серенькая кошечка», «Солнышко лучистое».
Апрель:
Чтение сказки К, Чуковского «Мойдодыр», разучивание потешки «Руки моем, мы всегда», «Водичка – водичка».
Май:
Чтение стихов А, Барто, сказок К. Чуковского, В, Сутеева. Повторение знакомых потешек.
Литература:
1. Алексеева М, М, Яшина В. И «Речевое развитие дошкольников»._ М, Академия. 1999 – 159с.
2. Бондаренко А, К, Матусик А. И «Воспитание детей в игре», - М: Просвещение, 1996.
3. Иванова О. А. Учимся читать художественную литературу. - М. : Школьная пресса, 2005.
4. Пичугина Е. А Речевые игры в группе и на прогулке» //Воспитатель ДОУ. -2008. _ №6. – С. 52 – 54.
5. Пескишева Т. «Малые формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание. _ № 8. – 2007. –с. 86 -93.
6. Петрова Т. И, Сергеева Е. Л, Петрова Е. С, «Театрализованные игры в детском саду», - М. : Школьная пресса, 2000.
Отчёт по самообразованию в конце года, тема: «Художественно – речевое развитие детей через театрализованную деятельность», май 2022 г
Тема моего самообразования : «Художественно – речевое развитие детей через театрализованную деятельность
Изучая психолого – педагогическую и методическую литературу, пришла к выводу, что театрализованная игра, оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Формы и методы в работе:
В организации театрализованных игр, широко использовала практические методы обучения: Игра, метод игровой импровизации,
Инсценировка и драматизация.
Из словесных методов применяла рассказ, чтение, беседы, разучивание потешек, стихов, произведений устного народного творчества.
Чёткая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом, способна направить её в определённое развивающее русло, например, вместо уже привычной инсценировки, литературного произведения, можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды, прочитанного произведения.
Умело поставленные, воспитателем вопросы при подготовке к игре, побуждают детей думать, анализировать, и вместе с воспитателем делать выводы.
Это способствует к совершенствованию, умственного развития и совершенствованию речи.
По наблюдениям и работы с детьми, могу сказать, что детям нравятся, когда я, организовываю в группе сюжетно - ролевые игры, расставляю «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР», и показываю любимую сказку, рассказываю детям любимые сказки, потешки, читаю стихи. Пою или включаю детям песенки, аудио записи, колыбельных песенок перед сном.
Дети с удовольствием участвуют в театрализованных играх. При этом дети, знакомятся с окружающим миром, через сказочных героев, через образы, краски, звуки.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает пользоваться словарём, который в свою очередь, так же пополняется.
В процессе работы, над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, звуковая сторона речи.
Для разучивания с детьми беру простые, несложные, короткие четверостишья. Это все способствует для детей быстрому запоминанию. Чтобы дети хорошо запоминали, мы в течении дня, многократно повторяем данный стишок несколько раз в режимных моментах.
В процессе заучивания стихов, учитываю индивидуальные особенности детей. В начале занятия, настраиваю детей, на эмоциональный настрой, вызываю благоприятную атмосферу для разучивания или чтения интересных произведений, соответствующие возрасту детей. Разучивание стихов, потешек, весёлых песенок, вместе с детьми, использую яркие картинки, иллюстрации, сказочных героев, (игрушки, маски – шапочки.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, сказочных героев, выполняют их просьбы, дают ответы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.
Считаю, необходимо детям, становиться участниками игр, меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением. Для того, чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.
Я, считаю, что, театрализованные игры, позволяют решать многие задачи, программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования, Разнообразие тематики, средств и изображения, эмоциональность театрализованных игр, дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Очень часто, включаю детям перед сном, колыбельные песенки. мелодии - детям очень нравиться. Под эти удивительные звуки, дети, успокаиваются и быстро засыпают. Слушая колыбельные песни, ребёнок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Недаром медики утверждают, что колыбельные, являются, универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье на всю жизнь.
Все эти приемы стимулируют развитию речи, мышлении, фантазии, воображении. Умение активизировать, увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать. Обогащать детей художественными средствами передачи образа. Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения. Складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
В результате в совместной игровой деятельности, дети учатся, переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной. Наполнять её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
В дальнейшем, планирую продолжать работу с детьми по «Художественно – речевому развитию детей через театрализованную деятельность, так, как театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста, является эффективным методом развития речи детей.