Иванова Елена
Отчёт по самообразованию «Круглый год в классической поэзии для дошкольников» для подготовительной группы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Приобщение к миру стихов классических о временах года – одна из задач моей работы. Мне хотелось бы, чтобы дети и родители знали, рассказывали эти стихи при наблюдении за природой во все времена года. Поэзия затрагивает детей, если близка к тому, что их окружает, поэтому для знакомства с окружающим миром- произведения о природе во все времена года. Через лирические стихи А. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, А, Блока, И. Бунина идр. Старалась показать красоту русской природы, вызвать желание замечать её, любоваться ею, воспитывать любовь к природе, а значит, любовь к Родине.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Круглый год в классической поэзии для дошкольников“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
ЦЕЛЬ. Знакомить со стихами о природе классических поэтов родителей и детей, формировать интерес к ним, приобщать к русской культуре в лице классических поэтов.
ЗАДАЧИ.
-Формировать устойчивый интерес к жизни и творчеству русских поэтов- классиков.
-Формировать умение внимательно слушать поэзию и воспринимать как эстетический объект.
-Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения.
-Развивать выразительность и образность речи.
-Поощрять творческие проявления в игре и художественной деятельности.
-Воспитывать чувство прекрасного.
-Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.
СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
Развитие интереса к жизни и творчеству поэтов- классиков стало эффективней, т. К. систематически и планомерно осуществлялся процесс ознакомления. Были созданы педагогические условия, способствующие развитию этого интереса. Поэтому была создана предметная среда:
-создана библиотека поэтических произведений;
-подобраны цветные иллюстрации картин о временах года;
-изготовлены игры по теме;
-подобрана музыка о временах года
Весь материал доступен для детей. Подобрана справочная литература.
ТЕМАТИКА обучающее- развивающего содержания составлялась по месяцам. Содержание работы ориентировано на знакомство с жизнью и творчеством поэтов, на воспитание интереса к ним, на развитие детского внимания, на выразительность изображаемого, на раскрытие основной идеи стиха благодаря созданию ярких запоминающихся образов, конкретных и эмоциональных. Кроме того, содержание работы направлено на воспитание бережного отношения к книге и самостоятельного рассматривания иллюстраций, на развитие эмоциональной сферы и творческих способностей, на развитие мыслительной деятельности.
Зима
декабрь январь февраль
Формы работы с детьми.
-Знакомство с творчество С. Есенина. Родина поэта.
-Игра –эмпатия «Такая снежная зима».
-Знакомство со стихом «Пороша». Заучивание наизусть.
- «Такая разная зима «в стихах А. Пушкина. Поэтические образы в них.
-«Путешествие в мир музыки, живописи и поэзии»- гармоничное восприятие разных видов искусства.
-Наблюдаем за зимней природой. Как об этом рассказал поэт?
- Рисование («Что я представляю, слушая музыку…» «Какие строки стихотворные могу рассказать…»
-Беседа об образном поэтическом мире.
- Игра «Полёт над Россией» (закрепление знаний о русских поэтах и их значении в жизни русского народа)
Формы работы с детьми.
-Рассматривание фотоматериалов о жизни и творческой деятельности А. Пушкина, С. Есенина, И. Бунина и других русских поэтах, картин русской природы- источника вдохновений для поэтов.
-Экскурсия в лес, наблюдения за зимними изменениями в природе и чтением стихов.
-Составление описательного рассказа о любимом поэте, стихе.
-Рисую картину по мотивам любимого стиха.
-Выставка детских рисунков.
-Словесные и дидактические игры.
Формы работы с детьми.
-«Поёт зима, аукает…»- чтение любимого стиха о зиме.
-Знакомство с жизнью А. Фета и его стихами.
-Дидактические игры по мотивам стихов, на выявление образных средств поэтов.
-Развлечение «Поэзия зимы».
Конкурс «Лучший чтец стихотворения о зиме»
Конкурс рисунков по мотивам стихов. –Придумывание творческих рассказов «Что мне музыка навеяла…»
Формы работы с родителями.
-Консультация «Читаем стихи вмесе с детьми»
-Информация о поэтах- классиках. Формы работы с родителями.
- Привлечение родителей к совместному чтению классической поэзии.
- Рекомендации «Что и как учить наизусть с детьми» Формы работы с родителями.
-Совместный досуг «Поэтический»
Весна
март апрель май
Формы работы СС детьми.
-Викторина «Кто сложил стихотворение?
-Беседа «Первые, еле заметные признаки весны в стихах классиков». Чтение «Весенних «стихов.
- «Поэтические минутки»- чтение стихов.
- Заучивание стихотворения А. Пушкина о весне.
-Знакомство с весенними стихами разных поэтов.
-Словесные игры.
-Рисование. Выставка рисунков
-Упражнение «Угадай по рисунку, какое стихотворение ты представлял, когда рисовал» Рассказывание этого стиха.
-Формы работы с детьми.
-Чтение стихов.
-Викторина «Кто это написал?»
-Музыкально- литературная гостиная «Весеннее пробуждение»
-Дидактические игры на выявление образной выразительности стиха.
-«Моё настроение»(беседа о влиянии поэзии на настроение человека)
-Игра- загадка «Отгадка- в строках стиха»
-Конкурс чтеца «Весенняя мозаика»
-Рисование.
-Синтез искусств (стихи, музыка, живопись, их взаимосвязь) Формы работы с детьми.
-Игра- викторина «Про кого я рассказываю»
-Досуг «Продолжи строки стихотворения»
-Выставка детских рисунков по мотивам поэзии о временах года «Иллюстрирую любимое стихотворение»
- Игра –занятие «С волшебной птицей «Поэзия» летим над просторами Родины».
-Обобщающее занятие о временах года как синтез искусств.
Формы работы с родителями.
-Советы по организации дома детских игр по мотивам стихов. Формы работы с родителями.
-Советы по систематичной работе с детьми при знакомстве с поэзией.
-Привлечение родителей к совместному изготовлению альбома работ по мотивам стихов. Формы работы с родителями.
-Рекомендации продолжать работу в летнее время и в отпуске.
Осень
сентябрь октябрь ноябрь
-Беседа «Стихи и проза. Различие.»
-Чтение детьми стихов наизусть.
-Беседа о любимом времени года А. Пушкина. Чтение «осенних» стихов поэта.
-«Путешествие в прошлое на машине времени» Знакомство с жизнью и творчеством А. Пушкина.
-Рассматривание иллюстраций картин русских художников об осени. Чтение «осенних стихов поэта.
-Заучивание некоторых стихов (и отрывков) А. Пушкина.
-Творческие рассказы- впечатления о стихах «Здравствуйте, Александр Сергеевич!»
-Наблюдения в природе с чтением стихов.
-Игра- эмпатия «Я – Арина Р.» и др.
-Изобразительная деятельность по мотивам пушкинских стихов.
-Выставка детских работ.
-«Гармония музыки, живописи и стихов»-развлечение.
-Конкурс на лучшего чтеца стиха А. Пушкина.
-Дидактические игры и словесные на тему -«Слушаем музыку, подбираем картину, читаем стихотворение».
-Виртуальное путешествие по литературным местам (на Родину Ф. Тютчева, А. Пушкина, И Бунина)
-Знакомство с творчеством русских поэтов Ф. Тютчева, И. Бунина.
-Заучивание стихов.
-Экскурсия в парк. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Чтение соответствующих стихов поэтов.
-Изобразительная деятельность по мотивам «осенней» поэзии.
-Выставка творческих работ по мотивам стихов об осени. -Знакомство со стихами В. Набокова. («На чёрный бархат лист кленовый…» и др.) Заучивание наизусть отрывка.
_Дидактическая игра «Сравнения в стихах».
- Викторина с чтением стихов «Посмотри на предмет- вспомни об этом стих и расскажи»
-Выставка творческих детских работ по мотивам русской классической поэзии.
-Игра «я начну, а ты продолжи» (с чтением стихов)
-Читаем стихи, слушаем музыку, рассматриваем картины»
-«Такая разная осень- такие разные стихи»- обобщающий разговор о поэзии осени.
Формы работы с родителями.
-Родительское собрание (часть).
-Консультирование «Как знакомить детей с поэзией.» Формы работы с родителями.
-Беседа «Как иллюстрировать осенние изменения в природе классическими стихами русских поэтов».
-Подборка стихов русских поэтов о природе осенью- в уголке для родителей. Формы работы с родителями.
- Анкетирование «Ребёнок и поэзия»
-В уголке для родителей размещение материала о творчестве упомянутых русских поэтов, о способах закомства с ним детей.