Носкова Алёна
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 г. Тары»
Тарского муниципального района Омской области
Отчёт по теме самообразования
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Подготовила : Носкова А. А.
2019 год
2.
Носкова Алёна Александровна, подменный воспитатель средней и старшей группы.
В 2006 г. окончила Омский Государственный педагогический университет.
В 2018 переподготовка ««Педагогика и методика дошкольного образования»
Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
В 2019 курсы «Способы оценки качества дошкольного образования на основе результатов мониторинговых исследований»
3. Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
4. Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Знакомя детей с произведениями устного народного творчества, ставлю перед собой следующие
Задачи:
вызвать интерес у детей к устному народному творчеству, эмоциональный отклик на произведение;
научить детей рассказывать знакомые сказки, читать наизусть потешки; обогащать речь детей яркими образными выражениями из произведений русского народного фольклора.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые жанры фольклора (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки).
5. Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.
Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.
1. Создание развивающей речевой среды в группе:
возрастной подход;
функциональность;
вариативность;
наглядность;
системность;
комфортность;
самостоятельность;
доступность;
применяемость.
Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек и прибауток. Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное к концу года дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.
Для мотивации детей многие занятия и совместные мероприятия мы проводили с использованием приготовленной мной методической папки «Как жили наши предки», где дети могли увидеть старинные вещи русского быта, акцентировалось внимание на том, что именно за каким либо делом и рождался русский фольклор, будь то прялка или ухват.
В своей работе использую разные методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством :
1. Заучивание потешек, прибауток, закличек.
2. Использование пословиц, загадок, поговорок.
3. Чтение художественной литературы.
4. Использование русских народных песен
5. Проведение русских народных игр.
6. Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
7. Применение игрушек и изделий народных промыслов.
8. Представление кукольного театра.
9. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.
Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
«Водичка, водичка
Умой мое личико…»
«Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды…»
«Кран, откройся
Нос умойся…»
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться, это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Подвижные игры и считалки. Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Так, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил.
Познание окружающего мира, правил жизни в большей степени дается в сказках. Цель сказки заключается в словах «В сказке ложь, да в ней намек –добрым молодцам урок.
Разыгрывание сценок и эпизодов сказок играют важнейшую роль в развитии речи детей.
6. Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, я провела обследование в конце учебного года, которое позволило выявить:
1. Уровень развития речи детей.
2. Знание детьми малых фольклорных форм.
3. Понимание детьми жанра устного народного творчества.
4. Использование фольклора в повседневной разговорной речи.
Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:
- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.
- Беседа с детьми.
- Словесные игры.
Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.
7. Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
8. Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала, как средство развития речи воспитанников