МААМ-картинки

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

Носкова Алёна
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 г. Тары»

Тарского муниципального района Омской области

Отчёт по теме самообразования

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Подготовила : Носкова А. А.

2019 год

2.

Носкова Алёна Александровна, подменный воспитатель средней и старшей группы.

В 2006 г. окончила Омский Государственный педагогический университет.

В 2018 переподготовка ««Педагогика и методика дошкольного образования»

Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» размещена в разделах

В 2019 курсы «Способы оценки качества дошкольного образования на основе результатов мониторинговых исследований»

3. Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

4. Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Знакомя детей с произведениями устного народного творчества, ставлю перед собой следующие

Задачи:

вызвать интерес у детей к устному народному творчеству, эмоциональный отклик на произведение;

научить детей рассказывать знакомые сказки, читать наизусть потешки; обогащать речь детей яркими образными выражениями из произведений русского народного фольклора.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые жанры фольклора (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки).

5. Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.

Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.

1. Создание развивающей речевой среды в группе:

возрастной подход;

функциональность;

вариативность;

наглядность;

системность;

комфортность;

самостоятельность;

доступность;

применяемость.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек и прибауток. Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное к концу года дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.

Для мотивации детей многие занятия и совместные мероприятия мы проводили с использованием приготовленной мной методической папки «Как жили наши предки», где дети могли увидеть старинные вещи русского быта, акцентировалось внимание на том, что именно за каким либо делом и рождался русский фольклор, будь то прялка или ухват.

В своей работе использую разные методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством :

1. Заучивание потешек, прибауток, закличек.

2. Использование пословиц, загадок, поговорок.

3. Чтение художественной литературы.

4. Использование русских народных песен

5. Проведение русских народных игр.

6. Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

7. Применение игрушек и изделий народных промыслов.

8. Представление кукольного театра.

9. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Водичка, водичка

Умой мое личико…»

«Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды…»

«Кран, откройся

Нос умойся…»

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться, это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Подвижные игры и считалки. Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Так, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил.

Познание окружающего мира, правил жизни в большей степени дается в сказках. Цель сказки заключается в словах «В сказке ложь, да в ней намек –добрым молодцам урок.

Разыгрывание сценок и эпизодов сказок играют важнейшую роль в развитии речи детей.

6. Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, я провела обследование в конце учебного года, которое позволило выявить:

1. Уровень развития речи детей.

2. Знание детьми малых фольклорных форм.

3. Понимание детьми жанра устного народного творчества.

4. Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:

- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

- Беседа с детьми.

- Словесные игры.

Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

7. Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

8. Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала, как средство развития речи воспитанников

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 18:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Носкова Алёна (УИ 1877706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД