ольга глазкова
Отчёт о реализации рабочей программы воспитания
▼ Скачать
МДОБУ детский сад №3 «Берёзка» расположен по адресу ___
В детском саду функционирует 6 групп общеразвивающей направленности. В ДОУ числится 146 воспитанников.
Воспитательная работа в 2021/22 учебном году была построена в соответствии с календарным планом мероприятий, реализующихся согласно ООП ДО, и рабочей программой воспитания ДОУ (далее — РПВ, принятой и утверждённой на заседании педагогического совета (протокол от 02.08.2021 № 5).
Публикация «Отчёт о реализации рабочей программы воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Цель воспитания МДОБУ детский сад №3 «Берёзка» : самоопределение и социализация детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи воспитания :
Ранний возраст:
• формировать представления о взаимопомощи, дружбе, любви и т. д., о моральных нормах и правилах на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков (что такое «хорошо» и «плохо»);
• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, эмоциональную отзывчивость, стремление осуществлять нравственно направленные действия (бесконфликтные действия в общении с взрослыми и сверстниками);
• воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям;
• воспитывать положительное отношение к самостоятельному труду и труду взрослых, проявлять желание участвовать в труде, преодолевать небольшие трудности, связанные с самообслуживанием;
• воспитывать интерес к стихам, песням, сказкам, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.
Дошкольный возраст:
• формировать начальные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, природного и предметного окружения и себя самого в окружающем мире;
• воспитывать уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны;
• воспитывать позитивное отношение к миру, к другим людям вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей;
• воспитывать позитивное отношение к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах;
• воспитывать стремление к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
• воспитывать позитивное отношение к разным видам труда, ответственность за начатое дело, стремление к преодолению трудностей;
• воспитывать патриотизм, чувство гражданской принадлежности и социальной ответственности.
Задачи решались с помощью, разработанной системы мероприятий для всех участников образовательного процесса, которые были представлены на согласование и утверждение на установочном педсовете. Для составления отчёта использовались результаты анализа, наблюдения, анкетирования.
Работа велась в соответствии с программным и методическим обеспечением при тесном взаимодействии всех работников детского сада, а также во взаимодействии с социальными партнёрами. Организованные формы обучения проводились на основе деятельности с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии с требованиями нормативных документов. Образовательная деятельность строилась в соответствии с комплексно-тематическим планированием по значимым событиям социальной жизни и окружающего мира.
Организация изучения РПВ всеми сотрудниками коллектива была обеспечена через:
• наличие доступных педагогам текстов программы в печатном виде;
• планирование просмотра вебинаров о работе по новой программе по рекомендации старшего воспитателя.
В процессе были выявлены значительные сложности с самостоятельным изучением программы и особенно соотнесением ее с особенностями современного ребенка и общими педагогическими подходами, зафиксированными в ООП ДО.
Для реализации РПВ была подобрана методическая литература и развивающие пособия для детей каждой возрастной группы по каждому из направлений воспитания : физическому, трудовому, патриотическому, социальному, познавательному и этико-эстетическому.
Нравственному развитию личности в социально-духовном плане и развитию самостоятельности детей способствовала правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ. РППС в рамках реализации программы воспитания в достаточной степени отражает региональные особенности. В группах имеются уголки патриотического воспитания, которые включают знаки и символы государства, региона, села. При построении развивающей среды в группах ДОУ учитывались особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье, что позволило создавать у детей чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У малышей успешно проходил процесс адаптации, достаточно быстро появлялось чувство уверенности, дети активно стали проявлять самостоятельность и инициативность.
Для реализации программы воспитания был создан календарно-тематический план, который включает в себя общесадовские и групповые мероприятия.
Групповые мероприятия строятся на основе возрастных особенностей и индивидуальных интересов детей, а также материала, рекомендованного комплексной образовательной программой. В младшем дошкольном возрасте акцент сделан на формировании самостоятельности ребенка в быту и сенсорное развитие, в среднем — на формировании представлений о труде человека и профессиях, а также о семье, формировании эталонных представлений о добре и зле на основе художественной литературы, в старшем возрасте — представлении о стране и государстве, формировании начальных географических и исторических знаний, формировании культуры поведения в общественных местах и представлений о правилах вежливости.
Общесадовские мероприятия строились с опорой на календарь праздников и памятных дат и включают в себя:
• гражданские праздники — Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, 9 Мая;
• традиционные сезонные праздники на основе фольклора — Осенины, Колядки, Масленица;
• профессиональные праздники — День воспитателя, День повара, День космонавтики, День российской науки;
• экологические праздники — День тигра, День земли, День воды, День птиц, День домашних питомцев;
• культурологические праздники — День музыки, День театра, День детской книги, День поэзии, День музеев, День славянской письменности;
• памятные даты — день рождения А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто;
• праздники социально-коммуникативной направленности — День улыбки, День «Спасибо», День дружбы, День объятий.
За отчетный период с 1 сентября 2021 по 31 мая 2022 было проведено 103 мероприятия:
• Патриотическое воспитание 21 мероприятие,
• Социальное направление воспитания – 20,
• Познавательное направление воспитания – 17,
• Направление по формированию здорового образа жизни – 10,
• Трудовое воспитание – 10,
• Этико – эстетическое воспитание – 25.
Мероприятия проходили с участием родителей в качестве зрителей в дистанционном формате. Педагоги использовали вариативные формы образовательной деятельности: концерты, временные экспозиции (выставки, мастер-классы, встречи с интересными людьми, фестивали детского художественного и литературного творчества, экскурсии.
В результате анализа системы мероприятий по реализации рабочей программы воспитания можно сделать вывод об удовлетворительном уровне планирования и организации. Мероприятия проведены в полном объеме с применением вариативных форм организации и с учетом эпидемиологической обстановки.
В течение учебного года, коллектив МДОБУ детский сад № 3 «Берёзка» поддерживал прочные партнерские связи с социальными партнё рами:
-Историко-краеведческим музеем,
- библиотекой,
-домом культуры,
-детской школой искусств,
-МБО ДО ДЮСШ,
-МБОУ СОШ им. А. И. Крушанова.
Взаимодействие каждого из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга. Это создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в детском саду, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества.
Среди детей старшего дошкольного возраста были организованы экскурсии в музей по темам «Птицы нашего края», «Подвиги наших соотечественников», совместно с музеем для тружеников тыла был организован концерт, посвящённый празднованию Дня победы. Так же совместно с музеем дети и их родители принимали участие в акции «Посылка солдату». Это способствовало формированию представлений о своей стране, воспитанию интереса к её истории, любви к своей малой Родине.
В апреле дети подготовительной группы приняли участие в «Весёлых стартах», организованных детско-юношеской спортивной школой. Не высокий результат участия в «Весёлых стартах» позволил увидеть недостатки наметить дальнейшую работу по физическому воспитанию детей и организации сплочённости в детском коллективе.
Ещё одним из социальных партнёров нашего сада является центр детского творчества, куда так же была организована экскурсия с детьми старшего возраста с целью ознакомления с деятельностью центра и становлению ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
Традиционно, особое внимание уделялось вопросам преемственности в работе ДОУ и школы. Были организованы и проведены следующие традиционные мероприятия:
• Экскурсия детей подготовительной группы в школу
• Собрание для родителей будущих первоклассников
Хотелось бы отметить организацию дополнительного образования в ДОУ, кружковую работу. Она предполагает свободу выбора ребёнком деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения, построение диалоговых отношений со сверстниками, более интенсивное проживание различных ролей.
Наиболее востребованным среди детей оказался кружок художественно-эстетического направления: по обучению различным техникам изобразительной деятельности – лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, аппликации. В течение года дети активно и успешно совместно с родителями принимали участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества.
А результат участия в конкурсе «Земли Михайловской таланты» - 2 лауреата III степени позволяют судить об успешности кружковой работы по хореографии.
Одним из направлений в реализации программы является работа с семьёй. В каждой группе ДОУ был создан социальный паспорт группы, который отражает количество полных и неполных семей, количество многодетных семей. Это в тесной взаимосвязи с психологом помогает вести дальнейшую работу по установлению партнерских взаимоотношений ДОУ с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах воспитания, развития и образования детей.
Всего в рамках взаимодействия с родителями по актуальным темам программы воспитания было проведено 24 беседы. В рамках родительского собрания освящено 6 актуальных тем программы воспитания, было изготовлено 10 памяток.
Рабочая программа воспитания позволила нам скоординировать свои усилия, направленные на процесс воспитания детей нашего детского сада.
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям воспитательной работы.