Тамара Грузинова
Отчет воспитателя о проделанной работе за 2019–2020 учебный год в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Информационная справка
В течение 2019-2020 учебного года образовательная деятельность в старшей группе «Сказка» МБДОУ ЦРР – д/с «Золотой ключик» г. Зернограда строилась на основе рабочей программы педагогической деятельности, составленной в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детского сада «Золотой ключик» г. Зернограда
Публикация «Отчет воспитателя о проделанной работе за 2019–2020 учебный год в старшей группе» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Старшая группа
- Темочки
2. Анализ выполнения годовых задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ
На 2019-2020 учебный год ставила перед собой цель воспитательно-образовательной работы :
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, непрерывного накопления культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
1. Укреплять физическое здоровье детей через создание условий для систематического оздоровления организма, через систему физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2. Совершенствовать работу по развитию проектно-исследовательской деятельности детей как основы познавательного, речевого и творческого развития во взаимодействии с семьями обучающихся.
3. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста через внедрение современных образовательных технологий.
Предполагалось получить следующие результаты:
1. Физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие, снижение заболеваемости, культура здоровья, безопасный образ жизни у всех участников образовательного процесса.
2. Знания элементарных сведений о мироздании, связей между человеком и природой; о живой и неживой природе, её значении в жизни живых существ; основах безопасности жизнедеятельности в природном окружении; наблюдения в природе под руководством воспитателя; проводить поисково-исследовательскую деятельность; анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
3. Дети узнают и называют символику страны, города; могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях нашего города, о жизни и быте людей. Дети проявляют активный интерес к словам и действиям взрослых, эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких; охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.
В ходе работы, были достигнуты определённые успехи в воспитании и обучении детей.
2.1. Результаты физкультурно-оздоровительной работы
В старшей группе «Сказка» велась систематическая работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей. В течение учебного года работа проводилась с целью создания условий, способствующих охране жизни и здоровья детей, свободному и эффективному развитию физических способностей каждого ребенка.
Для решения поставленной цели обозначены следующие задачи:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям;
• формирование жизненно необходимых умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; выявление интересов, склонностей и способностей в двигательной деятельности и реализация их через спортивно-оздоровительную активность;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни; потребности в физических упражнениях и играх; воспитание физических качеств необходимых для полноценного развития личности.
Для решения поставленных задач использовала следующие формы работы :
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения, динамические паузы, оздоровительный бег и ходьба, релаксационные паузы, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, дыхательные упражнения, гимнастика после сна, прием детей на свежем воздухе). Физкультурно-массовые мероприятия (физкультурный досуг, игры-соревнования, праздники, дни здоровья.
2. КГН и закаливающие мероприятия (сквозное проветривание, хождение босиком по траве и песку; мытье рук перед каждым приемом пищи; умывание прохладной водой, самостоятельное вытирание рук и лица полотенцем; мытьё ног прохладной водой с последующим растиранием сухим полотенцем; воздушные и солнечные ванны, соответствие одежды детей температуре воздуха и погодным явлениям; питьевой режим детей).
3. Беседы с детьми о здоровом питании, познавательные беседы о продуктах питания и витаминах.
4. Работа с родителями (консультации, папки-передвижки, памятки, открытые просмотры оздоровительных мероприятий, активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе)
Основные методы и приемы, которые использовала в ходе организации педагогического процесса – это словесные (объяснения, указания, команда, рассказ, беседа); наглядные (показ или имитация, звуковые или зрительные ориентиры); практические (игровые приемы, поддержка, помощь); метод музыкальной терапии (музыкальное сопровождение режимных моментов).
На основе проведенной работы сделан вывод, что данные методы, приемы, использованные в работе здоровьесберегающие технологии, способствуют обеспечению необходимой двигательной активностью каждого ребенка соответственно их возрастным особенностям. Многие виды упражнений проводятся в игровой форме, т. к. игра – ведущий вид деятельности дошкольников, что способствует лучшему усвоению детьми программы
Для поддержания детского интереса включены сюжетно-игровые занятия. Эти занятия основываются на сказочных сюжетах, рекомендованных детям данного возраста.
Игровое пространство, наполненное атрибутикой и соответствующей музыкой, помогает решать на задачи не только физического плана, но и заряжать детей положительной светлой энергией радости и удовольствия. Вместе с выполнением двигательных задач дети получали знания о животных, временах года, профессиях и т. д., а также основные представления о безопасности жизнедеятельности, об этике, эстетике и морали, приобрели опыт в двигательной деятельности, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, получили начальные представления о некоторых видах спорта, в том числе зимних видах спорта, познакомились с ценностями здорового образа жизни, овладели его элементарными нормами и правилами (в питании, закаливании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.).
В течение года создавались комфортные условия для сохранения здоровья детей. В старшей группе имеется спортивный инвентарь, имеется спортивный уголок. На прилежащей к зданию территории оборудована спортивная площадка, включающая в себя оборудование для организации занятий физкультурой на свежем воздухе, спортивных игр и развлечений.
В начале учебного года проводится обследование уровня физической подготовки детей. Параллельно проводится мониторинг здоровья детей на начало учебного года. Данная объемная работа необходима для учета индивидуальных особенностей развития детей при планировании и реализации педагогического процесса.
Образовательная область «Физическое развитие»
По итогам мониторинга выявлено, что за 2019-2020 учебный год стабильно наблюдается рост детей с высоким уровнем физической подготовленности. Дети с удовольствием занимаются физическими упражнениями, участвуют в подвижных играх. Движения стали мотивированными, дети научились понимать связь между характером движений и их целью – выполнение определенных задач. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали сильнее, выносливее, более ловкими. Снизилось количество часто болеющих детей.
Увеличилось число детей, занимающихся в спортивных секциях (гимнастика).
Ежемесячно проводился анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболеваемости обсуждались на педагогических часах, принимались меры по устранению выявленных причин заболеваемости и профилактике простудных заболеваний (луково-чесночный салат, зеленый огород на подоконнике, употребление соков и фруктов, соответствие одежды детей температуре воздуха и погодным явлениям, прогулки на свежем воздухе).
На основе анализа работы в данном направлении в 2019-2020 учебном году мы пришли к следующим выводам о необходимости:
продолжения работы по воспитанию у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни: полноценное питание всей семьи, профилактика вредных привычек и стрессовых состояний, беседы о последствиях их воздействия на организм;
поиска новых эффективных форм взаимодействия с родителями по вопросам охраны здоровья детей – организация туристических походов по родному городу, экскурсий на природу;
дальнейшего пополнения спортивной базы, изготовления нестандартного оборудования;
более тесного и эффективного взаимодействия с социумом.
2.2. Результаты работы по направлению «проектно-исследовательская деятельность детей во взаимодействии с семьями обучающихся»
Кроме физкультурно-оздоровительной работы, в старшей группе «Сказка» велась проектно-исследовательская деятельность. Целью проектно-исследовательской деятельности детей старшей группы является формирование познавательных интересов и желания самостоятельного поиска знаний у детей.
Для решения поставленной цели обозначены следующие задачи:
Формирование разносторонних представлений детей о предметах живой и неживой природы, явлениях окружающей действительности, отношениях в общественной жизни.
Обучение построению плана исследовательской деятельности, побуждение к проговариванию этапов экспериментирования.
Развитие умений самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в творческом ключе, стимулирование воображения.
Обогащение активного словарного запаса детей, совершенствование построения высказываний, грамотной формулировки мыслей.
Создание дружеской атмосферы в группе, повышение уровня сплочённости, положительной мотивации к коллективной деятельности.
Для решения поставленных задач использовала следующие формы работы :
1. Непосредственно образовательная деятельность различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных.
2. Наблюдение на прогулке с опытной деятельностью (особенности природных явлений, растительный и животный мир, природные материалы).
3. Экскурсии (на почту, в прачечную, библиотеку, рощу, пожарную часть).
4. Проектная деятельность ( по направленности: информационно-познавательный, познавательно - творческий, творческий).
5. Взаимодействие с родителями (консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей).
Основные методы и приёмы, которые использовала в ходе организации проектно-исследовательской деятельности - метод проектов; эвристические беседы - постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; опыты и эксперименты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; постановка и решение проблемных педагогических ситуаций. Наглядный и словесный метод (активизация слухового восприятия, внимания).
На основе проделанной работы сделан вывод, что одним из перспективных является метод проектной деятельности, который даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Проектная деятельность в старшей группе реализовалась по образовательным областям: художественно-эстетическое развитие, речевое и познавательное развитие.
В старшей группе были разработаны следующие проекты : познавательно - творческий проект «Защитники Отечества», информационно-познавательный «Мой город». Подготовлены и оформлены совместно с родителями творческие проекты «Моя семья», «Нарисуем сказку».
Экспериментально-исследовательская деятельность реализовалась в образовательной области художественно-эстетическое развитие (смешивание красок, опыты с получением разных оттенков, наблюдениях на прогулке с опытно-экспериментальной деятельностью (опыты с песком, с водой, воздухом, со снегом, льдом). Знакомились с радугой как природным явлением, как образуется роса на траве, в солнечные дни ловили солнечных «зайчиков», проводили опыт «солнце высушивает предметы», определяли направление ветра.
Чтобы дети нашей группы могли удовлетворить свои исследовательские интересы, был оборудован уголок экспериментирования, который пополняла новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. В содержание уголка входит: разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, мерные ложки и стаканчики, совочки. Не все материалы выкладывала одновременно.
В результате проведения занятий и опытов - экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ. Познакомились с явлениями природы (явления погоды, движения солнца, снегопад, со свойствами почвы, песка и глины. Закрепляли и уточняли знания детей о воде, о ее состояниях. Познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы обнаружения воздуха. Дети получили представления о свойстве бумаги, её возникновении; видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. Дети с удовольствием высказывают свои предположения и самостоятельно делают выводы.
Еще один немаловажный плюс применения метода проектов – это совместная реализация с родителями различных проектов как одна из наиболее эффективных форм работы. Участие родителей доставляет детям удовольствие, благоприятствует их успехам; расширяет социальный опыт ребёнка; дети начинают относиться к родителям, как к источнику знаний и опыта.
В целях приобщения родителей к проектно-исследовательской деятельности были предложены консультации на темы: «Экспериментирование у дошкольников в детском саду и дома», «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка». Вместе с детьми и родителями была проведена выставка рисунков «Берегите природу», «У леса на опушке жила Зима в избушке»
На основе анализа работы в данном направлении в 2019-2020 учебном году пришли к следующим выводам о необходимости:
продолжения работы по проектно-исследовательской деятельности: увеличить количество проектов экологической направленности, расширить и увеличить количество самостоятельной опытной деятельности, экскурсий и наблюдений за живой и неживой природой;
поиска новых эффективных форм взаимодействия с родителями по проектно-исследовательской деятельности – организацию экологических проектов, изготовление лэпбуков по заданной теме.
дальнейшего пополнения материалами и оборудованием уголка экспериментирования.
более тесного и эффективного взаимодействия с родителями.
2.3. Результаты работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей через внедрение современных образовательных технологий
В старшей группе «Сказка» большое внимание уделялось нравственно-патриотическому воспитанию, целью которого является воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Для решения поставленной цели обозначены следующие задачи:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о России, ее столице;
• знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
• формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
• формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
Для решения поставленных задач использовала следующие формы работы :
1. Непосредственно образовательная деятельность (НОД);
2. Беседы, рассказы, чтение художественной литературы;
3. Проектная деятельность - семейные проекты «Моя семья», «Защитники Отечества», «Нарисуй сказку»;
5. Сюжетно-ролевые игры «Мы космонавты», «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Пожарные», «Магазин»;
6. Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Найди отличия»;
7. Дидактические игры: «Кто работает у нас в детском саду», «Кому и что нужно для работы», «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому…», «Наша страна», «Путешествие по городу»…
8. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, трудовая деятельность;
9. Предметно пространственная развивающая среда;
10. Праздники, развлечения, спортивные соревнования с участием пап, посвященные Дню защитников Отечества.
Основные методы и приёмы, которые использовала в ходе организации педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию – это словесные (объяснения, рассказ, беседа); наглядные (показ, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии). Практические (игровые приёмы, разучивание песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение художественной литературы и произведений фольклора, прослушивание музыкальных произведений, знакомство с народным творчеством, привлечение детей к посильному труду
Основной формой работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе является непосредственно образовательная деятельность. В образовательной области познавательное развитие знакомила детей с трудовой деятельностью человека на примере профессий (медсестры, повара, помощника воспитателя, парикмахера, пожарного, в социально-коммуникативном развитии рассматривали такие понятия как: человек и его поступки, разное настроение, этикет, права и обязанности человека, взаимоотношения в семье, взаимоотношения между детьми. На занятиях изучали традиции русской народной культуры. О том, как появилась русская земля, как жили предки русского народа, какие они строили дома, какую носили одежду.
Вместе с детьми играли в дидактические игры, сюжетно-ролевые игры: «Кому и что нужно для работы», «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому…», «Наша страна», «Путешествие по городу»; «Семья»», «Магазин», «Мамины помощники», «Путешествие», «Театральная студия», «Парикмахерская-Салон красоты»… С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры: «Дети и волк», «Кот на крыше», «Пятнашки», «Смелые мышки», «Гуси-лебеди», «Кто раньше дойдет до флажка?», «Лягушки и цапля», которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений (собрать мусор на игровой площадке, убрать игрушки на свое место, полить комнатные цветы).
Провели тематические занятия «Мой любимый город» «Мы заботимся о родном городе», «Наша страна – Россия».
Беседы: «Символика нашей страны», «Важные профессии», «23 февраля, что за праздник?», «Как надо здороваться».
Знакомила детей с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной войне, стихами А. Твардовского, С. Михалкова, рассказами А. Гайдара, А. Митяева, которые рассказывают о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину. О детях и подростках, учувствовавших в борьбе с захватчиками. Произведения «Сказка о громком барабане» С. Могилевской, «Сестра» Л. Кассиля, «Шел по улице солдат» С. Баруздина, «На заставе» А. Барто формируют представление о храбрости, самоотверженности воинов, воспитывают к ним уважение.
Организовали экскурсию к памятникам ВОВ, возлагали цветы, проводили минуты молчания. Дети нашей группы приняли участие в муниципальном конкурсе в честь 75-летия Победы нашего народа в ВОВ, стали участниками творческого конкурса организованного Управлением культуры, спорта и молодежной политики Зерноградского района. Ребята своими руками сделали красивые поделки, рассказывали стихи о своих прапрадедушках ветеранах.
Знакомство с историей ВОВ способствовало формированию у детей чувство уважения к ветеранам, гордости за свою Родину, пополнению словарного запаса. А главное – дети стали более осознанно относиться к празднованию Дня Победы, необходимости возлагать цветы к памятникам и чтить память погибших героев.
Данная объемная работа необходима для учета индивидуальных особенностей развития детей при планировании и реализации педагогического процесса.
Для себя поставила цель на будущее продолжать работу в данном направлении, использовать в работе инновационные технологии; приобрести и изучить методическую литературу по нравственно-патриотическому воспитанию.
4. Итоговые выводы
В целом, свою деятельность в 2019-2020 учебном году считаю продуктивной. У детей повысилась самооценка, стремление к активной деятельности. Они эмоционально отзывчивы, любознательны, способны решать проблемные ситуации. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей.
В следующем учебном году мне бы хотелось продолжать повышать свой профессиональный уровень, посетить обучающие семинары и конкурсы, городские мероприятия.
Ставлю перед собой задачу:
- продолжить целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям;
- продолжить целенаправленную работу с детьми с использованием проектных технологий. Составить, организовать и провести экологические проекты;
- совершенствовать работу по взаимодействию с родителями (провести родительские собрания в нетрадиционной форме, мастер-классы, конкурсы для родителей, анкетирование, фотовыставки, выставки поделок и рисунков, спортивные мероприятия, провести открытые занятия для родителей);
- усовершенствовать следующие центры ППРС: музыкальный уголок, книжный уголок, уголок природы, нравственно-патриотический уголок, дополнить уголок сюжетно-ролевых игр. Создать и внедрить следующие центры ППРС: центр развития речи, математический уголок.
- повысить уровень педагогического мастерства путем самообразования, обмена опытом работы, посещение городских мероприятий;
- принять активное участие в мероприятиях ДОУ;
- вовлечь воспитанников группы в конкурсы разных уровней;
- принять самой участие в городских и всероссийских конкурсах педагогического мастерства;
- опубликовать несколько своих работ и работы воспитанников на сайтах интернет – пространства;