Екатерина Столярова
Устное народное творчество в формировании и развитии у младших дошкольников семейной и гражданской принадлежности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Ещё К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое».
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Показ красоты русского языка через устное народное творчество, выражено в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно изважнейших звеньев системы воспитательной работы. А устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
Проблема: современные дети далеки от народной культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не заинтересованы подвижными народными играми, народной игрушкой.
Причины:
- изменениесовременногосоциокультурногопространства;
- народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётсякомпьютернымиграм.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Моим ориентиром в патриотическом воспитании младших дошкольников стала цель : способствовать формированию и развитию у младших дошкольников семейной и гражданской принадлежностичерез использование разнообразных форм, методов и приемовустного народного творчества.
Отталкиваясь от этой цели я определила задачи:
Обучающие:
- формироватьинтерес к детскому фольклору,ксвоемуродномукраю,своей малой родиненаосновеприобщениякроднойприроде,русской народной культуреитрадициям;
- знакомить детей с устным народным творчеством;
- расширить взаимодействие с родителями по приобщению к истокам русской народной культуры.
Развивающие :
- развивать личность с устойчивыми ценностными ориентациями;
- развивать устную речь ребенка, его фантазию и воображение.
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма, уважение к культурному прошлому средствами эстетического воспитания;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения разнообразных форм фольклора.
Какие же формы и методы я использую в своей работе?
Малые фольклорные формы : потешки, прибаутки, песенки,небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы, фольклорные праздники и развлечения.
Например: колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю:
«Баю, баю, баю-бай, ты, собачка, не лай,
Белолоба, не скули, мою дочку не буди».
Для того, чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки, их нужно обыгрывать, т. е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке (о собачке).
Знакомлю детей спотешками. Начинаем с рассказывания картинок, иллюстраций, игрушек. Даю рассмотреть детям игрушку, рассказываю о персонаже потешки, о его особенностях. Объясняю детям значение новых слов, услышанных в потешке.
Можно использовать и дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?»
Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читаю потешку и пусть ребенок отображает ее содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает ребенка.
Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам.
Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).
Можно проводить игры - инсценировки; например: «курочка - рябушка на реку пошла».
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Во время прогулки используюпословицы и поговорки, обращая внимание на время года и состояние погоды. Чтобы прогулка проходила более эмоционально и интересно, дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.
Пословицу можно использовать в любой ситуации, например если ребенок неаккуратно оделся можно сказать: «Поспешишь - людей насмешишь!». Много пословиц и поговорок о труде; знакомя детей нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их можно применить.
Учу детей отгадывать загадки. Загадки- это полезное упражнение для детского ума, например: на стол выставляю несколько игрушек, для каждой подбираю загадку, например:
«На голове красный гребешок,
Под носом красная борода,
На хвосте узоры, на ногах шпоры».
Провожу игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей об окружающем мире: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко».
Младшие дошколята больше всего любят сказки. Они являют собой особую фольклорную форму. Их лучше рассказывать, чем читать. Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…». После рассказа сказки, узнаю с помощью вопросов, понял ли ребенок сказку? Вношу соответствующие игрушки, спрашиваю: «Ребята, из какой сказки пришли эти герои?»
Одно из направлений моей работы оформление нравственно – патриотического уголка в группе. Включила в уголок мини - музей «Веселые матрешки», в котором расположила игры с матрешками, матрешки расписные, матрешка – «Народные промыслы» и т. д. С помощью макетов, кукол в национальных костюмах, альбомов, игр в уголке, дети знакомятсясисторическимпрошлым нашей страны,с историей кукол, народнымикостюмами и егоэлементами, предметаминародногобыта, к творчеству русских умельцев -народныепромыслы.
Наибольшийэмоциональныйоткликудетейвызываютпраздники,утренники, досуги. В марте, я провела утренник к 8 марта «Весна пришла, мамин праздник принесла», с песнями – хороводами, играми. По итогу годовой задачи, я провела досуг на тему «Ой, лю - ли, лю - ли», цель которого, расширятьпредставлениеорусскихнародныхсемейныхобычаях. Где дети участвовали в обрядах, народных играх; пели песни и водили хороводы, рассказывали пословицы и поговорки, прибаутки; отгадывали загадки.
Новая красочная атрибутика, выступление персонажей, ряженых постепенноприобщаетдетей крусскимнациональным традициям.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, ихбыт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта.
Родители тоже стали активными участниками в работе по приобщению детей к истокам русской культуры. Они участвовали в конкурсе кукол в национальных одеждах, в пополнении мини – музея, патриотического уголка.
Вывод: У детей младшего возраста еще не достаточно четко работают органы речедвигательного аппарата. С помощью малых фольклорных форм дети учатся четкому и звонкому произношению.
По определению К. Д. Ушинского, малые формы фольклора помогают «выломать язык ребенка на русский лад». Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Мои воспитанники обогатили свой внутренний мир знаниями, связанными с традициями и обычаями родного народа, заинтересовались историческим прошлым родного Ставропольского края; расширили свои знания о родной стране; приобщились к народному фольклору и познакомились с народными промыслами; познакомились с народными играми, сприродой родного края.
Младшие дошколята всегда будут испытывать гордость за край, в котором родились и живут, свою страну, станут более бережно относиться к природе.
Таким образом, через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим.