Анна Андреева
Развитие индивидуальных творческих способностей детей в подготовительной группе в культурных практиках
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. А мастерить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций приходят занятия по художественному труду.
В нашей группе для реализации работы по художественной деятельности детей используются разнообразные формы и методы:
• наглядные,
• словесные,
• практические,
• игровые.
Публикация «Развитие индивидуальных творческих способностей детей в подготовительной группе в культурных практиках» размещена в разделах
Для разностороннего художественно-творческого развития детей мы оборудовали уголок творчества, который предоставляет каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. В группе есть необходимые для изобразительной деятельности инструменты и материалы, собраны в одном удобном и доступном для детей месте. Мы следим за зоной продуктивного творчества, за тем, чтобы все материалы были в достаточном количестве и в рабочем состоянии.
В группе так же есть полочка –искусств, где размещаются поделки выполненные детьми самостоятельно, постоянно действующая выставка детских работ. Наши дети очень любят рисовать и всегда с большим удовольствием во вовлекаются в деятельность. Они – удивительные фантазеры, и стоит только сказать им, чтобы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребенок начнет сочинять, рисовать. И здесь главное эту способность развивать. Детям очень нравится быть художниками и мы стараемся развить воображение, фантазию, уметь самостоятельно придумывать оригинальные идеи и воплощать их в своих работах. Дети с интересом занимаются на занятиях, осваивают новые нетрадиционные приемы работы, создают оригинальные композиции, сувениры, подарки для своих близких. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания композиций, для сюжетно-образной игры. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов. Очень нравится детям самостоятельно тонировать бумагу, а затем становится художниками - пейзажистами. Хорошо, когда у каждого ребенка складывается свой стиль, проявляя собственный творческий почерк. И здесь очень важен индивидуальный подход. Вместе с детьми мы постоянно устраиваем выставки нашего творчества : пейзажи, птицы, цветы, любимые игрушки, портреты, праздники и т. д. А какие натюрморты рисовали дети.
Ко дню Матери детьми были изготовлены поздравительные открытки, дети изобразили портреты своих мам. Так же ребята самостоятельно делали подарки своим родителям ко дню рождения: поделки, рисунки, где смогли проявить свое мастерство и индивидуальные творческие способности. Беседы о временах года, зимних видах спорта, чтение художественной литературы и обыгрывание различных сюжетов побудило детей с лепить, на рисовать те моменты, действия, которые им показались самыми интересными, запоминающиеся. Участвуя в проекте «История появления мячей», дети узнали не только много интересного, но и поучаствовали: «Раскрась и расскажи о своем виде спорта с использованием разных мячей.» В январе месяце Шевердинова Варвара приняла участие в экологическом конкурсе изобразительного искусства животные занесенные в Красную книгу и была отмечена грамотой.
Мы так же старались строить работу в группе с детьми так, чтобы у детей было свободное время для самостоятельной творческой деятельности утром до занятий и в вечерние часы. На основании изученного материала с целью расширения кругозора детей и накопления знаний мы использовали в своей работе художественные произведения, стихи, потешки, народные сказки др. Обращали внимание детей на создание авторами художественные образы, их особенности, характеристики, образные выражения, характеризующие эти образы.
На экскурсиях, прогулках рассматривали объекты живой и неживой природы, явления общественной жизни. Старались, чтобы у детей создавалось положительное эмоциональное отношение к наблюдаемым объектам, желание отображать это в своих последующих рисунках, а так же свое отношение к увиденному. Так же мы широко использовали в своей работе искусство изобразительное, музыкальное. На занятиях и в свободное время мы с детьми рассматривали глиняные дымковские игрушки, деревянные расписные матрешки, хохломские столы, стульчики, блюда и т. д. Отмечали характерные особенности каждой росписи, ее элементы, способы изображения и т. д. Посредством этих предметов учили детей понимать и воспринимать красоту народных промыслов. Особое значение мы придавали книжным иллюстрациям и другим произведениям изобразительного искусства (репродукциям). Дети нашей группы способны были воспринимать содержательную сторону изображённого в книге. Мы поэтому старались показать детям выразительность созданных художником – графиком образов, выделять художественные средства, показать детям разницу манеры работы разных художников – иллюстраторов (например, различия манеры в изображении животных у таких мастеров, как Е. Чарушин, Е. Рачев, Т. Маврина и др.) Так же обращали внимание, как меняются краски и оттенки на картинах и иллюстрациях в зависимости от характера изображаемого объекта, от отношения к нему автора, от времени года, времени суток и т. д.
Дети знакомились с различными вариантами образного отображения действительности, что положительно сказывалось на богатстве образных представлений детей и на их творчестве. Детская натура мечтательная и романтичная, способна вобрать в себя все самое прекрасное и светлое, что дарит нам окружающий мир. И здесь большой потенциал в себе несет музыка. Для создания положительного эмоционального настроя, хорошего настроения мы часто используем на занятиях по изобразительному искусству музыкальные записи: шум леса, пение птиц, мелодичный перезвон колокольчиков и т. д. Участвуя в музыкальных играх – инсценировках, играх – драматизациях дети, изображая персонажи птиц, животных, передают характерные особенности этого образа, глубже познают, лучше понимают окружающий мир. В играх – драматизациях, играх – инсценировках дети проявляют свое воображение, фантазию, что впоследствии находит свое отражение в изобразительном искусстве.
Работая с дети индивидуально большой интерес у детей вызывали предложения выложить предмет, узор, картинку из камушков, каштанов, листочков на земле, рисование цветными мелками на асфальте, палочками на земле во время прогулок.
Познавая красоту окружающего мира (люди, природа, произведения искусства (музыкальное, изобразительное, литература, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе, которых формируются: образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в рисунках, в образной вербальной характеристике, в танце, в пластическом движении. Свою работу мы строили так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у детей самостоятельность, инициативность, творческую активность. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте», через рисование.
Всю свою работу с детьми мы строим на отношении субъект – субъект, т. е. на равных. Чтобы ребенок мог свободно себя чувствовать, высказывать свои суждения, пожелания, просьбы. Мы старались не подавлять ребенка, как личность, а быть рядом, взаимодействовать с ним.