Марина Альмурзаева
Отчет о работе по самообразованию на тему «Художественная литература как средство нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад №20 с. Кизляр Моздокского района
Республики Северная Осетия - Алания
Отчет работы по самообразованию на тему : «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста»
Воспитатель : Альмурзаева Марина Магометовна
с. Кизляр
2020г.
Введение
Публикация «Отчет о работе по самообразованию на тему „Художественная литература как средство нравственного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство ребёнка с окружающим миром.
По нашему мнению, если ребёнку систематически рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность и навыки слушания чтения книги. Пусть они вначале (до полутора лет) ещё очень слабы, но к концу третьего года жизни он уже способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.
В это время у детей формируются и более сложные отношения к художественному тексту : первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки, конечно, он умеет и с удовольствием любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге.
Как нам кажется, что большую роль в привлечении к чтению играют семья и её традиции. Заинтересованность родителей в эффективном развитии ребёнка приводит к тому, что в доме появляются детские книги.
Первым помощником родителей всегда была книга и не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего в нравственном воспитании.
Уже в раннем дошкольном возрасте закладываются основы нравственности личности и её духовности. От самых своих истоков детская литература ориентирована на вечные, незыблемые гуманистические ценности. Она учит различать добро и зло, а также правду и ложь.
Мы считаем, что ребенка важно научить ценить личные отношения, и прежде всего родственные, связывающие его с родными и близкими им людьми: родителями, братьями и сёстрами, бабушками и дедушками. Ценить надо и дружеские отношения, возникающие в процессе общения со сверстниками. Этот опыт любви, уважения и доверия во взаимодействии малыша с близкими людьми постепенно должен стать основой отношения к остальному окружающему миру.
Знакомство малыша с устным народным творчеством, несомненно начинается с песенок и потешек. Они помогают приучить ребёнка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме, развивают речевые центры мозга ребёнка, мелкую моторику, а также способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Взрослые думают, что эти действия бессмысленны, но ребёнку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора, способствуют нормальному и физическому развитию ребёнка, обучают языку и мелодике, дают первые представления об окружающей действительности.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что, по нашему мнению, именно в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. А по данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, компьютер, видеопродукцию. Они приучают употреблять готовые образы, а книга же, напротив, даёт возможность домыслить, «до фантазировать».
Одним из направлений дошкольного образования, прописанного также в рабочих общеобразовательных программах для ДОУ, согласно ФГОС, является воспитание нравственное, которое воспитывает инициативного и самостоятельного, активного гражданина с четко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей, как мы считаем, играет художественная литература.
Воспитание нравственности ребенка должно основываться на том фундаменте, который был заложен вековой народной мудростью, и который содержит большой нравственный потенциал. Этим потенциалом обладает народный фольклор.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство необходимости исследования художественной литературы как средства нравственного воспитания детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей раннего возраста посредством художественной литературы.
Предмет исследования: художественная литература как средство воспитания нравственных качеств детей раннего возраста.
Гипотеза: эффективность нравственного воспитания детей раннего возраста в процессе ознакомления с художественной литературой может быть достигнута в следующих условиях:
1. Художественная литература будет отобрана по содержанию нравственных ценностей и соответствовать возрасту;
2. Планомерной и систематической работы по ознакомлению детей раннего возраста с художественной литературой;
3. Использования разнообразных форм и методов работы педагога с детьми раннего возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать особенности развития речи детей второго и третьего года жизни и определить роль художественной литературы в развитии речи детей;
2. Выявить сущность и специфику формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста;
3. Разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ.
Теоретико-методологическая база исследования: идеи развития эстетического восприятия учёных, таких как: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца, Е. А. Флёриной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович др. Теоретические основы организации детского чтения B.А. Зеленко. Методические вопросы приобщения дошкольников к книге мы видим в исследованиях Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович, З. А. Гриценко и др.
I. Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.
Взрослые должны помогать детям, чтобы облегчить им усвоение речи. Ребёнок, как правило, хорошо запоминает слова, которые слышит довольно часто, поэтому с ним нужно говорить постоянно. Говорить нужно чётко, немногословно, чтобы ребёнок понимал, что данное слово служит для обозначения определённого предмета. Также говорить надо медленно и выразительно, повторяя одни и те же слова в подходящий момент, например: надень рубашку, принеси мне лопатку, ешь кашку, пей молочко, отойди от окна и др. Произносить слова нужно так, чтобы ребёнок и слышал слово, и видел, как его произносят. Малыш должен видеть движение губ взрослого, а ведь, при разговоре ребёнок часто смотрит на рот говорящего, он сам шевелит губами.
Мы считаем, что многие родители и воспитатели замечают, что первое восхищение новогодней ёлкой, которое испытывают дети раннего возраста, даёт заметный скачок в развитии их речи. Важно не упустить этот момент и провести не только праздник у ёлки, но и хорошо рассмотреть игрушки, ёлочные украшения, подарки. Всё надо обязательно проговаривать: Это бусы, Вот мишка, Это шар, Это красный шар, На ёлке игрушки и др. Многие дети запоминают первую строчку песни «В лесу родилась ёлочка».
В. В. Гербова считает, что на речевое развитие позитивно влияют и совместное с взрослым рассматривание картинок, и стимулирование ребенка к называнию изображенных объектов. Создавая такие речевые ситуации, в ходе которых взрослый вводит новые для ребенка слова, а также разыгрывает непонимание сказанного малышом– взрослый тем самым побуждает его правильно называть слова, строить простые предложения.
Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы, способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) проводил данные о росте словаря ребё нка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев -1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трём годам словарь ребёнка достигает 1000 1200 слов.
II.С. Болотская в своей книге пишет, что дети данного возраста отличаются высокой познавательной активностью, что в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Приобщение же детей к книге, художественной литературе – это важнейшая задача дошкольного образования, именно со знакомства с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности. Процесс этот требует кропотливой работы, и начинать его надо с раннего детства.
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову. Мы должны также привить детям уважение и к самой книге, развивать стремления общаться с ней, то есть развивать всё то, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».
В целях формирования у детей раннего возраста интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе детского сада, и в домашних условиях надо создать уголок книги, либо книжную полку. Она должна располагаться на уровне роста ребенка и регулироваться по мере подрастания ребенка. На книжной полке следует выставлять разнообразные яркие книжки, по мере необходимости менять их и каждый раз обращать на них внимание детей. В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги и репродукции картин известных художников. Хорошо также рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нём можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы.
Мы уже отмечали, что необходимо периодически менять материал: литературу, картины, портреты, при этом поддерживать связь с воспитательно-образовательной работой в группе.
В книжном уголке, надо полагать, должны быть 3-4 книги, подходящей для возраста детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. Так же на книжной полке должны стоять тематические альбомы и отдельные картинки. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка», стихи А. Барто, С. Маршака и др. Много материала не надо давать, так как это ведет к дезорганизации поведения детей. Педагог должен приучать детей к самостоятельному общению с книгой, а для этого он совместно с детьми должен рассматривать иллюстрации, читать детям текст, рассказывать о правилах пользования книгой (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми ручками и т. д.)
Мы знаем, что интерес к книге и чтению у детей раннего возраста способствуют также утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств — музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.
Кроме того, для формирования любви к чтению у детей раннего возраста в условиях детского сада можно рекомендовать следующее:
- устраивать простые чтения педагога в кругу детей;
- проводить недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;
- проводить вечера чтения;
-организовывать для детей и их родителей выставки книг или устраивать организацию книжного уголка;
- устраивать семейные вечера чтения;
- проводить родительские собрания на темы: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;
- проводить тематические праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).
Можно выделить типы занятий, которые будут способствовать формированию любви и интереса к чтению у детей раннего возраста:
1. Чтение и рассказывание одного произведения.
2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой, стихов и рассказов о весне, о жизни животных или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра или два рассказа с моральным содержанием, или же несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукции картины известного художника;
б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с прослушиванием музыкальных произведений.
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя», сопровождая сказку показом игрушек и действий с ними);
б) настольный театр (картонный или фанерный, например,по сказке «Репка»);
в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи (достаточно показывать примерно 10 раз в году, на занятиях и вне занятий – в уголке книги, при повторном чтении какой-либо сказки, рассказа. Но, учебное средство, сильно воздействующее на эмоциональную сферу детей, быстро утрачивает свою действенность, если они используются слишком часто [12].
Читать детям должны и родители дома, и воспитатели в детском саду. Семья – это главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения. Именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности, и именно семья, является той средой, где формируется с раннегодетства интерес и любовь к книге, считает С. А. Денисова.
2. Повторение сказки «Маша и медведь». Рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке
Цель. Постараться убедить детей в том, что, рассматривая рисунки, можно увидеть много интересного; помочь детям разыграть отрывок из сказки «Маша и медведь», прививая им интерес к драматизации.
Предварительная работа. После прочтения сказки воспитатель показывает детям ее иллюстрированные издания (рисунки Ю. Васнецова, Е. Рачева, Н. Устинова, А. Елисеева). Периодически он привлекает детей (2–4 человека) к рассматриванию иллюстраций, уточняя, кому какой рисунок особенно понравился.
Ход занятия
Педагог кратко рассказывает детям, кому какой рисунок к сказке особенно понравился. «Мне они, – говорит педагог, – тоже нравятся. Вот на этом рисунке (дает обзор 2–3 рисунков) у огромного медведя морда удивленная: Машенька далеко, а все видит. („Ишь, какая глазастая. “)»
Воспитатель предлагает малышам вспомнить сказку. Интересуется у детей, как они думают, испугалась ли маленькая девочка, когда медведь в свою избушку вернулся. (Зачитывает соответствующий отрывок.)
«А как Машенька медведя перехитрила?» – уточняет воспитатель.
Педагог предлагает детям поиграть. Он выбирает из желающих мальчиков медведя, а из девочек – Машеньку. Воспитатель рассказывает : «Идет медведь между елками (за плечами ребенка короб, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит: „Сяду на пенек, съем пирожок! “
А Машенька из короба (она стоит за спиной у медведя) : „Вижу, вижу! “» и т. д. Игра повторяется 2–3 раза.
(В. В. Гербова. Занятия по развитию речи впервой младшей группе детского сада. Планы занятий. -2-е изд., испр. и доп. –М. : Мозаика-Синтез, 2008. –С. 80-81).
Консультация для родителей на тему
«Роль книги в нравственном воспитании детей»
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитыватьчеловечность в самом себе.
Книга раскрывает человеческие, духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Умение слагать слоги и слова – начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения – нечто другое. Ребенок-слушатель – это уже читатель. Процессы понимания книги путем слушания и самостоятельного чтения сходны в главном. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы, авторский идейный замысел.
От того как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством – литературой.
При отборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературныхпроизведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт.
Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественногосодействия является неповторимый языковой образ, который привлекает ребенка, останавливает его внимание своей красотой, необычностью. Это побуждает ребенка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становится его достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребенка, обогащает и шлифует ее форму.
Необходимо вводить в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров тематики, а также учитывать педагогические критерии, которые позволяют устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы они поднимали и вели ребенка по ступеням литературного развития.
Интерес к книге, возникающий в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения, преодолеть все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.
Современная детская литература представляет детям поэзию и прозу, произведения устного народного творчества и авторские книги; включает сказки и загадки, рассказы и повести, стихотворения, песни и потешки и др. Она удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребенка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом и романтическом, познавательном и юмористическом и т. д. Принцип жанрового и тематического многообразия книг для чтения позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, многообразие интересов и дел современных людей.