Любовь Черникова
Отчет по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
На 2022-2023 учебный год мной была выбрана для изучения тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит:
Публикация «Отчет по самообразованию „Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Чем активнее ребенок экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, тем активнее участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Работая над этой темой, я поставила перед собой цель: пополнить свои знания по данной теме.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы.
2. Накопление методической литературы (специальная литература, картотеки, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
3. Создание развивающей среды в группе для исследовательской активности детей.
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, изучила опыт коллег на интернет - сайтах.
Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли в работе с детьми нашей группы. Также изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей, в составлении опытно-исследовательских конспектов для совместной работы с детьми
В течение года создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников.
В группе оборудован Уголок экспериментирования, который оснащен специальным оборудованием, разнообразным материалом:
- приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);
- медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
- прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Одна из главных задач Уголка экспериментирования, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
На протяжении всего учебного года я старалась систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствовало росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечалась стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей. Мной составлено перспективное планирование экспериментальной деятельности на 2022-2023 учебный год.
В структуру детского экспериментирования входят :
1. Постановка проблемы, которую следует решить.
2. Цель и задачи, направленные на решение проблемы.
3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4. Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
5. Формулировка выводов.
Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.
Опытно–экспериментальная деятельность, проводимая с детьми, соответствовала данному возрасту и возможностям детей.
В процессе экспериментирования воспитанники учились:
• видеть и выделять проблему;
• принимать и ставить цель;
• решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам :
«Откуда берется песок», «На песочном острове», (рисование песком, «Соль и вода», «Воздух – невидимка», «Воздух и воздушный шарик», «Воздух и вода», «Лодочки», «Чудеса в стеклянных сосудах» (вода принимает форму сосудов, «Волшебный магнит», (Как достать скрепку из воды не замочив рукава, «Волшебное зеркало», «Солнечные зайчики».
Для закрепления материалов с детьми проводились дидактические игры :
«Подбери материал для названного предмета»; «Оглянись вокруг»; «Расскажи о предмете»; «Отгадай материал»; «Где спрятался воздух»; «Что из чего будет».
В результате НОД и опытов-экспериментов :
ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
познакомились с явлениями природы;
получили представление о круговороте воды в природе;
уточнили знания о воде, о ее состояниях;
познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
С этой целью для родителей были проведены индивидуальные и групповые беседы, консультации, даны рекомендации об исследовательской деятельности на темы: «Простые опыты с солью», «Экспериментируем с воздухом дома», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Что, нужно и чего нельзя делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Магниты в жизни ребенка», «Роль семьи в развитии познавательной активности детей», «Познавательные опыты дома».
«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».
Родители принимали активное участие в конкурсе "Уголков экспериментирования", помогали в его оборудовании и пополнении необходимыми материалами.
В результате работы за год я:
• Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
• Создала картотеку опытов и экспериментов.
• Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности.
• Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
• Разработала конспекты НОД по экспериментированию.
• Подготовила консультации для родителей по данной теме.
• Оформила папки-передвижки в родительский уголок.
В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш Уголок экспериментирования.
Проанализировав свою работу по теме самообразования, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в реализации опытно-экспериментальной деятельности.
В перспективе планирую продолжить работу по данной теме:
пополнять предметно- пространственную среду по данному направлению;
повышать свою квалификацию;
также планирую разработать схемы - алгоритмы для экспериментов.
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования.
Фотоотчет по теме самообразования