Елена Первякова
Отчет по самообразованию воспитателя «Развитие памяти, внимания и речи дошкольников посредством приемов мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь - это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
Гегель Георг Фридрих
Речевое развитие – это одно из важных направлений развития личности ребенка. Благодаря родному языку ребенок познает окружающий мир, в котором мы живем; получает возможность общаться с другими людьми. Речевое общение активизирует познавательные процессы. Развивает эмоциональную сферу.
Публикация «Отчет по самообразованию воспитателя „Развитие памяти, внимания и речи дошкольников посредством приемов мнемотехники“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Младший дошкольный возраст – это возраст чувствительного познания окружающего. Ребенком продуктивно усваивается то, что затрагивает его эмоции, что интересно ему. Поэтому, главная задача педагога – вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувствительное познание, приобщение ребенка в значимую для него деятельность.
Исходя из выше сказанного,я взяла тему самообразования : «Развитие памяти внимания и речи дошкольников через приемы мнемотехники»
Цель: Выявление влияния приёмов мнемотехники на развитие памяти, внимания и речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в картинках.
Совершенствовать звуковую культуру, грамматический строй речи, активизировать словарный запас.
Развивающие : Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание.
Воспитательные : Формировать интерес к художественной литературе.
На первом этапе самообразования - это информационно – педагогический блок. Изучила методическую литературу :
Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011
Хусаинова Мария Николаевна. Рецензент: Аббязова Т. Л. Мнемотехника для дошкольников. Методическое пособие для ДОУ воспитателей. Ульяновск, 2017
Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье - М. : Мозаика-Синтез, 2011
Интернет – странички.
Далее разработала дидактические пособия по заданнной теме.
Мнемотехника — это искусство запоминания. Это система методов и приёмов, которые помогают ребенку успешно и эффективно запомнить информацию, способствуют развитию речи, мышления, зрительной и слуховой памяти.
Начала деятельность с детьми в данном направлении с простых Мнемоквадратов : этот приём позволил детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы) - «Овощи», «Фрукты», «Животные»
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Например, для слова «зима», «выпал снег» дается его символическое обозначение.
Далее, познакомила детей с приёмом – Мнемодорожка (три-пять схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно) - по ним дети рассказывали знакомые сказки «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».
Так был создан и «Алгоритм мытья рук», «Алгоритм умывания»
Для составления детьми коротких описательных рассказов применяла цветные Мнемотаблицы, потому что у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы сенсорные эталоны. Мнемотаблицы – это более сложный зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Мы вместе с детьми составляли короткие рассказы (из двух- трех предложений) на тему: «Игрушки», «Посуда», «Мебель».
Активно использовала Мнемотаблицы в режимных моментах, например «Алгоритм одевания на прогулку».
К концу учебного года младшие дошкольники с легкостью рассказывали большие стихотворения, например «Сказка про евенальную юстицию».
Помогали Мнемотаблицы при заучивании стихотворений. Дети смотрели на картинку, вспоминали слова и произносили их. Этот приём способствует быстрому запоминанию стихотворений - «Весна» И. Токмакова, «Космонавт» В. Степанов, «Два веселых гуся» рус. нар. песенка, стих «Колобок». На следующий учебный год планирую создавать, придумывать Мнемотаблицы вместе с детьми, чтобы как равноправный партнер, помогать детям, находить наиболее удачные решения.
На протяжении учебного года для родителей были проведены консультации для родителей «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений», беседы.
В результате работы по теме пополнилась развивающая предметно - пространственная среда в группе: изготовлены мнемотаблицы по лексическим темам, сказкам, стихотворениям.
В перспективе планирую, использование образовательной технологии «Мнемотехника» в воспитательно-образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаю это одним из важнейших моментов в подготовке детей к дальнейшему обучению.
Приложения:
- Алгоритмы на режимные моменты
- Схемы по лексическим темам