Людмила Костенко
Отчет по самообразованию воспитателя по теме: «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию воспитателя по теме :
«Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников»
Актуальность
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.
Публикация «Отчет по самообразованию воспитателя по теме: „Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Целью моей работы по самообразованию было :
Повышение профессионального уровня. Внедрение методики обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста в практику.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
1 Изучение условий создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.
Расширение представлений о развитии личности ребёнка, его коммуникативных способностях. Ознакомление с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации. Формирование умений и навыков практического использования методов и приёмов развития коммуникативной деятельности детей, направленных на: пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения и взаимодоверия; создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности; развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей; обучение искусству общения в различных формах и ситуациях. Апробирование методов проведения целенаправленной работы с семьёй.
В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу:
программа теоретического курса «Основы коммуникации» (институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Рауля Валенберга);
- программа практического курса «Азбука общения» Шипицына Л. М. ;
- «Ступени общения: от года до семи лет». Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. М. ,1992;
- «Общение детей в детском саду и в семье» Репина Т. А., Стерхина Р. Б. М. ,1990»
- «Учимся общаться с ребёнком. Руководство для воспитателя детского сада» Петровский В. А, Виноградова А. М, Кларина Л. М. М. ,1993;
- «Психогимнастика» Чистякова М. И, М. ,1990.
Свою систему работы веду по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.
Работа с детьми:
По программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь» групповой психологической работы с детьми 3-6 лет в дошкольном образовательном учреждении.
В первую часть программы включены, цель - помочь детям адаптироваться к условиям жизни в детском саду (в общеразвивающем или в компенсирующем, наладить их взаимоотношения, создать благоприятную атмосферу в группе.
Во второй части собраны развивающие программы. Они направлены на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации, эмоциональной сферы детей: умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние, распознавать эмоции.
Основная цель программы - через создание зоны ближайшего развития способствовать психологическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. В соответствии с этой целью формулируются задачи программы:
• сформировать чувство принадлежности у группы, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;
• развивать навыки социального поведения;
• способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности
• формировать позитивное отношение к своему "Я";
• развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;
• учить ребенка выражать свое отношение у другим людям разными способами;
• формировать позитивное отношение к сверстникам.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет и состоит из 7 занятий, которые проводятся 1-2 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут.
Также с детьми были проведены игры:
Игра-имитация «Послушай и угадай»
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Подвижная игра «Весёлый хоровод»
Раздел программы «Тайна моего «Я»»
Упражнение «Обезьянка»
Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики»
Этюд по стихотворению Е. Юдина «Вот такой малыш»
Раздел программы «Как мы видим друг друга»
Игра-драматизация «Мишка-отгадчик»
НОД «Кого можно назвать другом?»
Чтение стихов и рассказов о дружбе
Сюжетно-ролевая игра «В гостях»
Раздел программы «Фантазия характеров»
Обыгрывание стихотворения А. Кузнецовой «Подружки»
Подвижная игра «Нам не тесно»
Игра-драматизация «Девочка чумазая»
Раздел программы «Умение владеть собой»
Упражнение «Отдыхаем»
Игра «Соседи»
Чтение стихотворения И. Демьянова «Трусов Федя»
Дидактическая игра «Таня простудилась»
Также я проводила работу с родителями
Подготовила консультации для родителей «Учимся общаться с ребёнком», «Развитие коммуникативных навыков у детей», «Как научить малыша играть»
Данные мероприятия помогли установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Родители стали более открытыми для общения.
Работа с педагогами: выступление на пед часе с консультацией и презентацией на тему «Формирование навыков общения у дошкольников»
Было разработана картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Вывод: Осуществляя работу по теме самообразования, к концу учебного года мне удалось снизить детскую конфликтность, научить детей налаживать дружеские взаимоотношения, создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе, обогатить опыт детей в умении выражать свои эмоции, понимать состояния других людей.