Олеся Пашина
Формирование у дошкольников нравственно-патриотических ценностей в проектной деятельности при взаимодействии с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №16 Студенихиной О. Н.
Цель: Формирование у дошкольников нравственно- патриотических ценностей через организацию проектной деятельности при взаимодействии с родителями.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования.
2. Разработать перспективный план работы с детьми по проекту «С чего начинается Родина»
3. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Публикация «Формирование у дошкольников нравственно-патриотических ценностей в проектной деятельности при взаимодействии с родителями» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
4. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
5. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
6. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
7. Подготовить консультацию для педагогов на теме самообразования.
8. Принять участие в семинаре.
В течение года продолжила знакомство с нормативными документами:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г №1155 Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
В стандарте учитываются:
1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1. Повышение социального статуса дошкольного образования;
2. Повышение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства образовательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Приказ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам дошкольного образования»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (далее – Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Закон Кемеровской области от 5 июля 2013г. №86-30 «Об образовании»
Настоящий закон принят в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в целях установления правовых, организационных и экономических особенностей функционирования системы образования в Кемеровской области.
В течение года мной была изучена литература, которую я использовала в работе с детьми.
Патриотическое воспитание дошкольников. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. Сборник содержит планирование работы с детьми, конспекты занятий и развлечений, формы работы по взаимодействию с семьей воспитанников. Практический материал размещен по разделам: «Богатыри - защитники земли Русской», «Герои 1812 года», «Детям о празднике Победы». В пособии даны методические рекомендации для практических работников ДОУ по выстраиванию работы со старшими дошкольниками по теме "Наша армия - защитница отечества". Также здесь мы найдем и рекомендации по чтению художественной литературы в целях патриотического воспитания.
Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж. В пособии представлены циклы занятий по разным видам детской деятельности : познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной. Циклы объединены темами «Русь изначальная», «Все мы вышли из природы», «Россия. Золотой век». Содержание книги способствует развитию творческого потенциала дошкольника и формированию нравственно-этических норм. Книга может быть рекомендована воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям по изодеятельности, логопедам, учителям начальных классов, гувернерам, родителям.
Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. Воспитание осуществляется по трем программам комплексного освоения традиционной отечественной культуры: «Круглый год», «Семейный круг», «Святые наши имена». Цель предлагаемых программ комплекса «Наследие» - восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка; физическое и трудовое воспитание; системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.
С любовью к России: методические рекомендации. В сборнике представлен опыт работы педагогов из различных регионов нашей страны по патриотическому воспитанию старших дошкольников. В пособие вошли конспекты занятий, сценарии праздников, конкурсов, военно-спортивных игр, музыкально-литературных вечеров, а также информация о символике Российской Федерации. Издание предназначено для воспитателей, педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также студентов вузов и колледжей.
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д. ;
В течение года изучила педагогический опыт по вопросам формирование у дошкольников нравственно- патриотических ценностей через организацию проектной деятельности при взаимодействии с родителями :
«Дошкольное воспитание» № 7 2011 года И. Семенова делится опытом работы «Метод проектов как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Обратила внимание на то, что именно в дошкольном возрасте важно вложить в душу ребенка любовь к родине, уважение к традициям, старшему поколению И очень эффективно эта работа ведется через проектную деятельность.
«Ребенок в детском саду» №2 2013 И. Коновалова «Патриотическое воспитание дошкольников». Из этой статьи я узнала о том, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, поселке, усвоение принятым в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где он родился.
Дошкольное воспитание № 3 2012 года С. Грцко «Проектный метод нравственно – патриотического воспитания дошкольников». Автор выделил общие понятия и историю метода. Дал понятие, что такое метод. Разработал технологию проектирования в детском саду. Выделил, основную функцию проектирования. Обратил внимание на четыре основных этапа проектирования. Остановился с описанием подробно на каждом этапе. Очень нужная и поучительная статья.
Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.);
В сентябре приступила к изучению педагогической и психологической литературы по теме самообразования.
Также в сентябре провела диагностику нравственно – патриотического воспитания детей подготовительной группы, (анализ сравнительной диагностики на начало и конец года представлю в мае).
Разработала проект по теме : «С чего начинается родина». Тема моего проекта на 2014-2015 год неразрывно связана с темой моего самообразования. Поэтому вся проектная работа и работа по моему самообразованию будут дополнять друг друга.
Вела активную работу по привлечению родителей к оформлению патриотического уголка. Совместно с родителями приобрели карту России, флаг России, глобус, макеты архитектурных памятников. Литературу: «Народы России», «Моя первая книга о России» и др. Игры: «Моя Родина – Россия», «Я – шахтер», «Вокруг света» и др.
В октябре продолжила знакомство с литературой в периодической печати. С детьми провела беседу «Моя семья», целью которой была воспитание умения выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей.
Провела анкетирование с родителями с целью изучения отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ. Анализ анкетирования показал, что 100% родителей считают тему патриотического воспитания детей в ДОУ актуальной в современном обществе.
В ноябре предложила родителям обратить внимание во время прогулок с детьми, на архитектурные здания нашего города, памятники. В саду с детьми параллельно рассмотрели фотоальбом «Ленинск – Кузнецкий», в котором присутствуют фотографии многих красивых и памятных мест нашего города. Старалась вызвать у детей чувство гордости за малую родину.
С целью вызвать у детей положительные эмоции друг к другу, к старшим были проведены музыкально – дидактические игры нравственной направленности. Например: «Музыкальная шапочка» (под музыку дети передают шапочку по кругу, когда музыка остановится, у кого осталась шапочка рассказывает о себе, о семье, о своем доме и т. д., а дети в свою очередь называют хорошие качества этого ребенка, и т. д.
Также предложила педагогам для ознакомления папки передвижки «Города Кузбасса»; «История возникновения Ленинск – Кузнецкого», с цель повторения и систематизации уже имеющихся знаний о Кемеровской области.
С детьми заучивали стихотворения о Родине : «Наша Родина» Г. Ладонщиков, «Что мы Родиной зовем», «Россия» В. Степанов, и др. Педагогам предложила консультацию «Метод проектов как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста», был предоставлен «Алгоритм разработки проекта». Для родителей разместила папку – передвижку «День конституции РФ».
В январе провела занятие «Большая и малая Родина» с целью расширения представлений детей о Родине – большой и малой; закрепление знаний об историческом прошлом и настоящем Ленинск – Кузнецком. Итогом занятия была организована выставка детских работ на тему «Моя малая Родина». Родителям было дано задание составить генеалогическое древо семьи. Педагогам была предложена консультация «Патриотическое воспитание дошкольников».
В феврале, накануне праздника были проведены «Богатырские состязания», совместно с родителями. Для родителей была предложена папка – передвижка «Русские богатыри». Педагогам на педагогическом совете была представлена работа по проектной деятельности «С чего начинается Родина» в форме презентации
В марте для родителей была предложена в устной форме консультация на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства». В которой обращалось внимание на то, что чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
В апреле было проведено развлечение «Наши защитники». Развлечение было проведено с целью способствования интереса к военной службе, уважения к военной профессии. Так же на этой встрече для родителей был зачитан доклад на тему: «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно патриотических чувств к своему народу».
В мае совместно с музыкальным руководителем был проведен праздник «9 мая». А в группе проводились беседы посвященные этому великому празднику. Родителям также была предложена папка – передвижка «Города – герои». Чтобы они могли вспомнить о городах – героях, и в дальнейшем рассказали об этом своим детям.
Также в мае была проведена диагностика детей по нравственно – патриотическому воспитанию. Диагностика показала, что формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Сентябрь 2014 Май 2015
Высокий 6 детей 23% 15 детей 58%
Средний 11 детей 42% 9 детей 35%
низкий 9 детей 35% 2 ребенка 7%
В мае для родителей была предложена художественная и познавательная литература по нравственно – патриотическому воспитанию.
На образовательном портале «Продленка», был опубликован мой опыт работы по теме: тематический перспективный план работы по проекту «С чего начинается Родина»
Поставленные в начале года, задачи выполнены. У детей сформировались нравственно – патриотические ценности. Очевиден положительный результат моей работы по воспитанию у детей патриотических качеств.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, помощниками, учатся быть с детьми в роли игровых партнеров. В результате проделанной мною работы по патриотическому воспитанию родители поняли, что очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.
Практические выходы:
1. Принимала участие в педсовете. Тема «Воспитание нравственно – патриотических чувству детей дошкольного возраста». Выступала по вопросу: Презентация проекта «С чего начинается Родина»
2. Оформила папки-передвижки для родителей : «День конституции РФ»; «Русские богатыри»; «Города – герои».
3. Оформила папки-передвижки для педагогов: «Города Кузбасса»; «История возникновения Л. К.».
4. Оформила выставку детских рисунков «Моя малая Родина».
5. Подготовила отчет о проделанной работе за учебный год.
Творческое сотрудничество (с педагогами, старшим воспитателем, специалистами ДОУ);
Тесное творческое сотрудничество с педагогами, старшим воспитателем, специалистами ДОУ позволило подготовить материалы для педсовета; пополнить методическую базу по теме самообразования, подготовить отчет о проделанной работе за учебный год, получить высокую оценку коллег.
Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы;
- Новые подходы к проведению НОД в рамках внедрения ФГОС;
- Новые требования к оформлению документации (конспектов НОД).
Перспективный план самообразования педагога на следующий год:
Учебный год Тема самообразования Форма и срок отчёта
2017 -2018 «Экологическое воспитание младших дошкольников через игровую деятельность»
Презентация апрель 2017 года