Оксана Башина
Отчет по самообразованию «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Публикация «Отчет по самообразованию „Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберагающие технологии. Самообразование
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Поэтому тема моей самообразовательной работы звучит так : «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ».
Организацию оздоровительной работы строила с учетом требований образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Солнышко» разработанной на основе ФГОС ДО в соответствии с ООП ДО под руководством Н. Е. Вераксы.
Главная цель моей работы с детьми – создание комплексной системы оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Для достижения поставленной цели я решала следующие задачи:
- подобрать и систематизировать материал по оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста;
- разработать демонстрационный и раздаточный материал для проведения мероприятий с детьми;
- привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
Изучила литературу по теме:
1. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М. : 1999 – 144 с.
2. Дошкольное воспитание 2006-2010г. публикации по ЗОЖ
3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС, 2003-304 с
4. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002 – 64 с.
5. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004
7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М. : 2000 – 256 с.
8. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб. 2004 – 87 с.
В систему оздоровительной работы включала следующие здоровьесберегающие технологии :
• Утренняя гимнастика, является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.
• Физминутка. Ежедневно, в процессе НОД детей и по мере необходимости, я провожу физкультминутки, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В работе использую разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры.
• Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям
• Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность
• Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.
• Бодрящая гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера).
• Я широко использую хождение по массажным дорожкам. Массажные дорожки составлены из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, следочки).
• Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и поставленных целей, для всех возрастных групп (во время заключительной части занятий, перед сном). Для этого использовала спокойную классическую музыку, звуки природы.
• Игровой массаж. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически активных точек.
• Подвижные и спортивные игры. Проводились мной и руководителем физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
• В течение 2018 – 2019 года проводились «Недели здоровья», физкультурные праздники и развлечения согласно годовому плану работы. Разучивались с детьми пословицы, загадки о спорте, ЗОЖ. Проводились беседы с детьми о ЗОЖ.
• в январе 11 детей из старшей и подготовительной группы участвовали в районном мероприятии «Лыжня России- 2019». В мае ребята подготовительной группы в количестве 23 человек приняли участие в сдаче спортивных норм ГТО где показали хорошие результаты.
Работала над оформлением физкультурно-оздоровительного центра в группах.
Также использую комплексы по профилактике плоскостопия, укрепления спины.
Была разработана картотека подвижных игр физкультминуток для детей дошкольного возраста.
Дети отражают полученные знания и в художественно-эстетическом творчестве. Рисование по темам «Моя любимая подвижная игра», «Виды спорта», «Мы на прогулке», «Овощи и фрукты» и т. д. Лепка (аппликация) «Дети делают зарядку», «Ягоды, грибы», «Спортивный инвентарь» и т. д.
Работая с дошкольниками, я стараюсь воспитать у них любовь к физкультуре, спорту, движению, мышечной работе; всегда это поощряю, направляю, чтобы зарожденная радость в движении сохранилась на всю жизнь.
Комплексное использование технологий даёт положительный результат в оздоровлении детей. Уровень заболеваемости снизился.
Для положительного результата старалась использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы: знакомила их с методами и приемами здоровьесберегающих технологий, через создание информационных стендов, папок – передвижек, мастер-классов.
Анализируя могу сделать следующий вывод, что поставленные задачи были реализованы и применяются в повседневной жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре обеспечивает дошкольнику высокий уровень реального здоровья, дети приобретают необходимый багаж знаний, умений, для ведения здорового образа жизни.
В следующем году планирую продолжить работу по данной теме самообразования.