татьяна деменева
Отчет по самообразованию учителя-дефектолога «Игровые технологии как средство интеллектуального развития обучающихся с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию. Тема: «Игровые технологии как средство интеллектуального развития обучающихся с ОВЗ на занятиях дефектолога».
Учитель-дефектолог : Деменева Т. В.
КОУ «Няганская коррекционная школа-интернат
для обучающихся воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
Публикация «Отчет по самообразованию учителя-дефектолога „Игровые технологии как средство интеллектуального развития обучающихся с ОВЗ“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Игровые технологии – современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности, обучающихся осуществляемых средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Целью занятий дефектолога, является коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности обучающихся.
На занятиях решаются следующие задачи:
1. Формирование положительной учебной мотивации.
2. Снятие эмоционального напряжения.
3. Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, развитие, мышления, воображения, развитие речи).
Для решения поставленных задач я использую традиционные методы: словесные, наглядные и практические. Особое внимание уделяется практическим методам.
Необходимо отметить, что обучение проходит в игровой форме, что положительно влияет на формирование у детей элементарных умений и навыков ориентироваться в новых несложных заданиях. Работа по данной теме ведется второй год. За этот период для работы подобрано множество игр и наглядностей.
Занятия дефектолога - это всегда разнообразная деятельность, основанная на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающегося.
Каждое занятие начинается с пальчиковых игр, разминок для зрения и др. Доступные коррекционные задания воспитывают в детях интерес к учебному процессу, дарят комфорт и ощущение успеха.
Советы дефектолога. 19 игр для развития мелкой моторики рук.
- Пластиковую бутылку (баночку) попросите наполнить разноцветными бусинками, мелкими пуговицами кусочками ворсистой проволоки, цветными лентами.
- Распределение цветных помпонов, клубочков ниток по ячейкам контейнера для яиц. Эта игра учит называть цвета, различать их, раскладывать по ячейкам, сортируя по цветам. ( Для игры вам понадобятся: контейнер для яиц палочки для коктейлей (желательно разноцветные) рулоны из-под туалетной бумаги, разрезанные на кольца. Проткните отверстия в каждой ячейке для яиц. Попросите малыша вставить в них палочки для коктейлей, а затем надеть кольца, вырезанные из рулонов туалетной бумаги).
- На доску для лепки прилепите шар пластилина, воткните в него палочку (шпажку, коктейльную трубочку). Попросите надеть на нее колечки, сырые макаронные изделия.
- В вертикальном положении на небольшом расстоянии от пола прикрепите или приклейте к стене картонную цилиндрическую трубку. Под ней поставьте пустой контейнер или емкость. Игра заключается в том, что дети будет заполнять емкость, вкидывая предметы (клубочки, помпоны) в трубу.
- Дайте детям ушные палочки. Детям нравится заполнять все отверстия коробочки с дырочками, дуршлага ушными палочками.
- Разноцветными мелками нарисуйте на асфальте круги и попросите малыша стать в кружок названного вами цвета. Эта игра поможет ребенку выучить цвет, развить внимание, координацию движения и моторику.
- Учимся прикреплять скрепки. Для игры понадобятся цветные скрепки и кружочки (полоски, квадратики, вырезанные из цветной бумаги. Попросите малыша прикрепить скрепки на фигуры так, чтобы их цвета совпадали.
- Заворачиваем в фольгу (бумагу, ткань) предметы или игрушки. Для этого дайте ребенку фольгу и попросите в нее завернуть игрушку или предмет.
- Для этой игры берем разноцветные помпоны, пробки из-под бутылок, крупные пуговицы и закидываем их в емкость через отверстие в крышке (пластиковые контейнеры).
- Нанизывание фигур на веревку. Для этого вырежьте из поролона фигуры разной формы, проделайте в середине отверстие и попросите нанизать их на веревку.
- Игра «Нанизывание на веревку» Картонную трубку из-под туалетной бумаги или бумажных полотенец разрежьте на цилиндры одинаковой длины. Раскрасьте их разноцветными красками. В процессе раскрашивания должен принимать участие и ребенок. Затем дайте малышу веревку и попросите нанизать на нее разноцветные цилиндры. Последовательность цветов называете вы или решает ребенок.
- Игра «Учимся клеить наклейки» Распечатайте принтером или нарисуйте геометрические фигуры на листе бумаги, а затем попросите наклеить на них наклейки.
- Игра «На шнурок нанизываем пуговицы»(пуговицы с большими дырочками, или вырезать из картона «пуговицы»)
- Игра «Пронизываем нить в отверстия канвы» Дайте ребенку нить или тонкий шнурок и покажите, как пронизывать его через крупные отверстия ткани.
- Игра «Перекладывание мелких предметов из одной емкости во вторую». Для игры можете взять емкость, пластиковую бутылку и пробки. Попросите переложить пробки из одной емкости во вторую.
- Игра с водой. Поставьте две емкости, в одну из них налейте воду. Дайте ребенку медицинскую грушу, и пусть нею переливает воду с одной емкости в другую.
- Для этой игры понадобится вата, пинцет и емкость для заморозки воды. Объясните, что нужно будет пинцетом брать вату и перекладывать ее в ячейки контейнера.
- Игра на ориентирование, логику и на развитие моторики рук. Раскрутите крышки из разных тюбиков, бутылочек, баночек и выложите их в хаотичном порядке, а затем попросите малыша закрутить крышечки на каждую емкость. Причем крышечка должна соответствовать емкости.
- Игры с карандашами, с природным материалом: каштаны, орехи, косточки от абрикоса. Предложить удерживать предметы между пальцами, поочерёдно, сначала одной рукой, затем двумя руками.
В ходе работы использую данные игры на занятиях.
Игра «Математические часы». Цель игры - дать возможность детям закрепить имеющиеся математические знания и представления.
Задачи игры: развитие памяти, воображения, логического мышления;
расширение и активизация словарного запаса детей, умения высказывать собственные суждения; закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 10; умения составлять и решать арифметические задачи; актуализация знаний о геометрических фигурах и умений видеть знакомые геометрические фигуры в предметах окружающей действительности; формирование элементарных представлений о времени, умения определять и называть последовательность дней недели.
Работая с часам, можно изучать прямой и обратный счет, состав числа, составлять и решать примеры на сложение и вычитание и многое другое.
При помощи дидактического пособия «Математические часы» можно играть в следующие игры:
1. Игровое упражнение : «Найди пропущенные числа».
Цель: закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Дети рассматривают «Математические часы», определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и обратном порядке.
2. Дидактическая игра: «Найди соседей числа».
Цель: закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой.
Ставим карточки с цифрами 2, 5, 8 и предлагаем детям определить соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и вставить их в пустые окошки.
3. Игровое упражнение : «Отгадай число».
Цель: закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10. Развивать логическое мышление.
Даем детям задания: «Назовите число, которое составляют следующие числа: выставляем стрелочки часов на пять и два, два и четыре, пять и три, четыре и шесть. Назовите числа, которые составят число три (ставит число вверху). Дети стрелочками должны показать (один и два, два и один). Назовите числа, которые составят число пять (семь, девять).
4. Игровое упражнение : «На что похоже».
Цель: продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Дети рассматривают и называют картинки на «Математических часах». Выставляем геометрическую фигуру и просим детей назвать её, определить какой предмет похож на данную фигуру.
5. Игровое упражнение : «Круглый год».
Цель: закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года.
Учитель выставляет стрелочки на картинки и дает детям задания:
- Назови соседей весны.
- Назови пропущенный месяц: декабрь, февраль.
- Назови соседей зимы.
- Назови зимние месяцы.
- Какой месяц идет после января.
- Назови месяцы по порядку.
6. Игровое упражнение : «Составь неделю».
Цель: закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.
Учитель раздает детям карточки с цифрами и предлагает их разместить в окошки на часах. Первым ставит карточку ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке-цифра 2 и т. д.) Затем дети называют дни недели по порядку. Учитель выясняет : «Кто соседи у понедельника?» и т. д. (дети обосновывают свой ответ).
А так же для закрепления количества и счета использую следующие игры:
«ПРЯТКИ»
Назвать цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей назвать пропущенные числа. (Усвоение числового ряда, развитие внимания).
«ПОКАЖИ СТОЛЬКО ЖЕ»
Цель: упражнять детей в счете.
Материал: карточки с изображением предметов от 1 до 10.
Показать карточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько показал учитель.
«КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЁТ»
Цель: упражнять детей в счёте на расстоянии.
Предложить детям найти группы игрушек, мебели, вещей. (По 8,10 и т. д.). Можно заранее поставить группами игрушки, геометрические фигуры.
«СДЕЛАЙ СТОЛЬКО ЖЕ»
Учитель показывает цифру и просит детей сделать столько же раз какое - либо движение (приседание, поднять руки вверх и т. д.). Затем дети должны объяснить сколько раз они приседали и почему.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»
Цель: Упражнять детей в счете, развивать память и внимание.
Предложить детям пересчитать игрушки, а затем отвернуться. Воспитатель меняет местами предметы или игрушки, дети поворачиваются и должны объяснить, что изменилось.
«КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?»
Дети играют парами. Учитель предлагает детям разложить цифры по порядку от 0 до 10. Затем один ребенок в паре закрывает глаза, другой переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось. Если он правильно угадывает, то становится ведущим. Игра продолжается.
«У КОГО СТОЛЬКО ЖЕ КРУЖКОВ» ИЛИ «ПОКАЖИ ЦИФРУ»
Цель: упражнять в счете звуков с закрытыми глазами; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством наглядно воспринимаемых предметов и звуков.
Материал: 2 палочки; числовые фигуры или цифры по 4 карточки на каждого с разным количеством кружков или цифр (4, 5,6,8).
Учитель предлагает достать фигуры (цифры) из конверта и положить их в ряд перед собой, затем объясняет задание: «Я буду стучать палочкой о палочку, а вы будите считать сколько раз я стукнула, с закрытыми глазами. Те, у кого есть карточки, на которых столько же кружков (цифр, сколько раз я постучала, поднимут их.
«ПОСЧИТАЙ ЯБЛОКИ»
Схематично изобразите несколько тарелок, в каждой из которых - разное количество конфет или яблок. Попросите ребёнка обозначить цифрами количество яблок в тарелках. В какой тарелке больше яблок? Почему? Значит цифра, обозначающая количество яблок в этой тарелке, больше остальных чисел. Таким образом, сравнивая количество яблок в каждой тарелке, рассмотрите каждую цифру.
«СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ»
В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры учитель задает задание, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Работа дефектолога безгранична и разнообразна и это только лишь часть того, что можно использовать на занятиях. По результатам коррекционно-развивающей работы наблюдается положительная динамика в развитии детей : во время занятий преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений, аффективных вспышек; внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль, повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.