Любовь Бойко
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Педагогический проект
Тема проекта : «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Разработала проект : Бойко Л. А.
Публикация «Проект „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Проблема: Детство- уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. С приходом в детский сад у маленького человека начинается новый этап в его жизни. Многие родители беспокоятся как их ребёнок войдёт в новую для него среду и приспособится к ее условиям.
Актуальность : Для того чтобы что бы подготовить родителей и детей к новым этапам в их жизни был разработан воспитателями младшей группы проект «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ», который позволит дать необходимые рекомендации родителям и поможет воспитателям найти индивидуальный подход к каждому малышу.
Цель проекта :
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи Проекта :
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители, мед. работник, педагог-психолог, муз. руководитель.
Этапы проекта :
1. Организационный этап:
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
• пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
• разработка анкет для родителей;
• составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
• реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
• презентация проекта для педагогов и родителей;
• публикация проекта на интернет-сайте.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
План проекта
период Содержание
ответственные
август - Заключение договора с родителями;
- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
- Организационное родительское собрание;
- Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;
- Анкета для родителей (социальная);
- Индивидуальная адаптационная карта ребенка;
- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;
1. Приветствие «Неваляшки».
4. игра «Давайте познакомимся»
Игра- ситуация для новичков «Кто из нас хороший»
- Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень);
- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; «Ежик» Заведующая
Зам. зав. по О. В.
администрация
воспитатели
воспитатели
воспитатели
педагог-психолог, воспитатели
педагог-психолог
педагог-психолог
воспитатель
воспитатель
педагог-психолог
сентябрь - Консультация «Растим малыша здоровым»;
- Мини-лекция «Детская истерика»;
- Музыкальное развлечение «Мои любимые игрушки»
Игры с воздушными шарами
2. Игра «Топ-топ»
3. Игра «Дождик и солнышко»
4. Стихотворение «Лошадка» А. Барто
5. Потешка «по ровненькой дорожке»
- Занятие «Мячики»
2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч».
3. Игра «Прятки с мячом»
4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»
- Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; пальчиковая игра «Пальчики» инструктор по ФИЗО
педагог-психолог
муз. Руководитель
воспитатель
педагог-психолог
педагог-психолог
вопитатель
воспитатель
октябрь - Консультация «Где моя большая ложка?»;
Потешка «Водичка, водичка, умой мое личико»
- Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»;
- Музыкальное развлечение «В гостях у куклы Кати»;
2. Игра «Поймай пузырь».
3. Песенка «Ладушки - ладошки»
4. Игра «Надувайся пузырь»
6. Игра «Полетаем на пузыре»
Инсценировка сказки «Курочка Ряба»
- Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; Мед. работник
Воспитатель
Педагог-психолог
Муз. руководитель
Воспитатели
Педагог-психолог
ноябрь - Консультация «В царстве упрямства и капризов.
Кризис трех лет.»;
Пальчиковая игра «Моя семья»
- Игровая деятельность: «Кто тише», «догони мяч»;
3. Потешка «Зайка серенький сидит»
4. Игра «Лиса и заяц»
5. Игра «Найди морковку»
6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»
7 Инсценировка стихотворения «Мама спит, она устала»
Организация фотовыставки «Маму поздравляют малыши»
Педагог-психолог
Воспитатели
воспитатели
воспитатели
Педагог-психолог
декабрь Совместная деятельность родителей и детей. Вовлечение в творческие конкурсы «Необычная игрушка для новогодней елки» «Волшебная рукавичка для Деда Мороза»
Консул ьтация «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Игра – ситуация «Как дети ходили в детский сад»
Занятие «Новый год»
Приветствие Деда Мороза.
3. Стихотворение «Ель»
4. Игра «Заморозь»
5. Потешка «Маша варежку надела»?
6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей»;
- Новогодний праздник «Путешествие по зимнему лесу»
- Диагностика адаптации к ДОУ.
Воспитатели
Воспитатели
Муз. руководитель
Воспитатели
Педагог-психолог
Воспитатели
Муз. руководитель
Воспитатели
Ожидаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Мониторинг проекта
При проведении мониторинга проекта был проведен анализ листов адаптации, из которого можно сделать вывод о том, что легкая степень адаптации у 18 детей, средняя степень тяжести у 2 детей, тяжелая степень адаптации у 1 ребенка.
Степень адаптации
Перспективы деятельности к завершению проекта
Накопленный нами интересный опыт по творческому проекту «Идем в детский сад» будет использоваться и в дальнейшей работе.
Список литературы:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
4. Глебова С. В. Детский сад – семья; Аспекты взаимодействия. (практическое пособие для воспитателей и родителей) -Воронеж: С. С., 2007- 111 стр.
5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 56с