Лариса Рыбнова
Отчет по самообразованию старшего воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию старшего воспитателя
«Использование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения профессионального уровня педагогов в рамках ФГОС ДО».
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной
работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились,
сколько бы ни знали, знанию и образованию нет
Публикация «Отчет по самообразованию старшего воспитателя» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
ни границ, ни пределов.
Н. А. Рубакин
Цель самообразования :
Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.
Задачи:
1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно- образовательного процесса.
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.
Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.
Основные этапы работы по теме самообразования :
I этап - ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ
Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.
II этап - ПРАКТИЧЕСКИЙ
Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.
III этап - ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ
Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно- образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т. д.)
IV этап - ОБОБЩАЮЩИЙ
Подведение итогов, оформление результатов работы, аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность.
Предполагаемый результат для старшего воспитателя :
1. Расширить знания по данной теме.
2. Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления.
3. Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
4. Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.
Предполагаемый результат для педагогов:
1. Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.
2. Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.
Направления самообразования :
Профессиональное психолого-педагогическое методическое:
Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
Пройти курсы повышения квалификации.
Посещать семинары разного уровня, МО, участвовать в обмене опытом.
Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители).
Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии. Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами
Совершенствовать знания современного содержания воспитательно- образовательного процесса.
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.
Принимать активное участие в работе МО воспитателей и заведующих.
План по самообразованию :
1.
Определение темы самообразования, планирование системы работы Разработка программы по самообразованию.
Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования.
Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ. Интернет ресурсы, статьи из сборников, журналов и др.
Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ. Информация для педагогов:
«Модель методической работы по повышению профессиональней компетентности пед. кадров»
Создание условий для повышения профессионализма и реализации творчества педагогов. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Оснащение методического кабинета пособиями, методич. литературой, интернет - ресурсами.
Выставки: «Новинки методической литературы».
Методическая помощь при подготовке к аттестации.
2. Работа по самообразованию педагогов ДОУ. Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ. Мониторинг педагогических кадров: «Оценка уровня профессиональной компетенции пед. кадров в ДОУ».
Самоанализ педагогов по итогам работы за год.
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии:
Анкета № 1 – для выявления способности педагогов к развитию.
Анкета № 2- для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов.
Анкета № 3 - Степень владения навыками самостоятельной работы.
Анкета №4 - Изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования.
3. Повышение качества воспитательно- образовательного процесса в ДОУ:
Ежегодно в ДОУ все воспитатели показывают открытые НОД.
Организация и проведение кружковой работы.
Организация МО с показом НОД для педагогов района: Развлечение для детей раннего возраста по сказке «Колобок»
Участие воспитателей на семинарах и педсоветах в ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, прохождение курсов повышения квалификации.
Участие педагогов в конкурсах разного уровня.
Пополнить знания и умения педагогов и специалистов в работе с группой детей разного возраста и их родителями.
Оценка эффективности программы самообразования :
Достижение положительной динамики качества воспитательно- образовательного процесса.
Результативность использования современных образовательных технологий в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.
Эффективность модели методического сопровождения педагогов ДОУ.
Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.
Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.
Вывод:
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов, позволяет получить стабильные положительные результаты:
Выросло число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование. Многие воспитатели повысили уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение курсов повышения квалификации и переквалификации.
Педагоги ДОУ принимают активное участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в образовании детей. Многие педагоги создали личные сайты, на которых делятся своим опытом и достижениями в воспитании детей. Принимали активное участие в дистанционных конкурсах.
Проводится работа с родителями, где педагоги пополняют копилку знаний эффективными, приоритетными приемами работы с родителями.
В целом методическое сопровождение оказало влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволило педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.).
Таким образом, методическое сопровождение позволило обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс добиться повышения качества реализации воспитательно - образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
3. Белая К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К. Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.
4. Веселова, Т. Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т. Б. Веселова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС».
5. Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н. А. Винградова – М. : Айрис-пресс. – 2009.
6. Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л. М. Волобуева – М. : ТЦ Сфера. – 2009.
7. Волобуева Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2012. – №6. – С. 70-78.
8. Голицына, Н. С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н. С. Голицына – М. : Скрипторий, 2003. – 2009.
9. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С - Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г. – 176с.
10. МикляеваН. В. Инновации в детском саду. – М. : Перспектива, 2011.– 289с.
11. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С - Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г. – 80с.
Статьи из сборников, журналов:
1. - Жеребятьева, С. В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов [Текст]/ С. В. Жеребятьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №10. – С. 5 – 15.
2. - Кучергина, О. В. Структура методической службы ДОУ [Текст]/ О. В. Кучергина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №2. – С. 10 – 21.
3. - Медведникова, Л. Ф. Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ [Текст]/ Л. Ф. Медведникова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. №10-. – С. 21 – 33.
4. - Смирнова, М. В. Модель методической службы ДОУ [Текст]/ М. В. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. №10. – С. 7
5. Интернет - ресурсы