Елена Горобцова
Проект «Я родом из Донского края» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
«В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями – отруби их и дерево погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на умирание». Это означает, что если человек не знает прошлого, то ничему не сможет научить будущее поколение, происходит разрыв традиций.
Родина. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к истории, культуре родного края. И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.
Темочки:
Актуальность проекта заключается в воспитание любви и уважения к родному краю, что является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать.
Именно знания истории Донского края дают возможность глубже понимать истоки нашей нации, её культуру и формируют основу национального самосознания. Изучение обрядов, обычаев, традиций казачества открывают перспективу сознательного осмысленного усвоения ценностей духовной культуры, развития речи, которая позволяет обогащать лексику, овладевать навыками словообразования, словесного общения и включение их в содержание образования.
Проблема: «Недостаточный уровень знаний детей о традициях и культуре Донского края».
Цель проекта :
формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества;
Задачи проекта :
- создать условия для ознакомления детей с культурой и бытом донских казаков;
-привлечь внимание детей и родителей к изучению истории Донского края, с его обычаями и традициями;
-способствовать обогащению словарного запаса казачьими словами и выражениями;
- развивать творческий потенциал дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.
- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к традициям.
Тип проекта : познавательно- творческий
Вид проекта : долгосрочный
Срок реализации проекта : 03.07.2023 – 31.05.2024г
Участники проекта : дети старшей группы( 5-6лет) родители, воспитатель
Предположительные результаты проекта :
- Создание партнерского взаимодействия детского сада и семьи.
-Расширение представления детей об истории и жизни донских казаков.
- Систематизация материала по реализации содержания регионального компонента.
Этапы реализации проекта :
1 этап подготовительный- цель которого, создание организационных моментов, обеспечивающих реализацию проекта.
Включает в себя:
-постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;
-подбор методической литературы для реализации проекта;
-подбор стихотворений, загадок, песен, поговорок, пословиц;
- пополнение предметно- развивающей среды за счет привлечения родителей.
2 Основной этап - практический, целью которого является организация педагогической деятельности по осуществлению активного взаимодействия с родителями по реализации проекта.
• Проведение НОД и мероприятий по реализации содержания регионального компонента в ДОУ
• Разучивание стихотворений, загадок, песен, поговорок; игр;
• Работа с родителями (помощь в организации развивающей среды, подбор атрибутов)
• Создание презентации «Я родом из Донского края»
3. Заключительный этап.
-Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности.
-Представление результатов в ДОУ.
Работа с родителями:
анкетирование, проведение тематических собраний, консультаций, бесед, совместное оформление регионального уголка.
Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с историей и культурой Донского казачества
Тема НОД. (ОО познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие) Цель Методические материалы, развивающая среда.
1 «Как у нас, на Дону»»
2 «Возрождение казачества на Дону»
3 «Как воспитывали казака».
4 «Казачьи посиделки» Донести до сознания детей о славном роде казачьем, о людях, проживающих на воспетой В. Закруткиным донской земле.
Рассказать детям, что история донского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле.
Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.
Вызвать у детей чувство эмоциональной радости от соприкосновения с культурой и историей казачества. Иллюстрации «Донские казаки», «Природа Донского края»,
Видео «Фланкировка казачат», оформление альбома «Станичные мотивы». Конспекты НОД.
5 «Наши земляки» Рассказ о В Закруткине
6 «На казачьем кругу».
7 «Обряды и праздники на Дону» Познакомить детей с произведениями писателей.
Продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие «казачий круг» (что это такое, какие вопросы решались). Познакомить с символами казачьей доблести: Презентация «Казачьи традиции»
Казачьи заповеди, иллюстрации по теме
-п/и «Сети», «Игра в шапку
8 «Жизнь, традиции и обычаи казаков» Знакомить детей с казачьим фольклором.
Закреплять знания детей о жизни, традициях и обычаях казаков, развивать познавательный интерес к
к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям. Казачьи песни, сказки. Иллюстрации по теме, конспекты НОД.
п/и «Чай-чай-выручай» «Казаки»
д/и «Мужская и женская работа»,
9 «Казачий курень». Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. -Макет куреня
-Презентация «Жилище казака»
-Видеоклип «Убранство куреня»
-Д/и «Жилище казака»
10 «Казачий быт»
11 «Казачья утварь» - мебель, посуда
12 «Казачий костюм». Через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.
Знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.
Изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества. СРИ «Казачья семья», «В казачьей мастерской», иллюстрации по теме, казачьи костюмы, посуда,
п/и «Золотые ворота», «Заря-зарница»,
13 «Культура общения в семье и обществе». Формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатстве.
. Иллюстрации по теме, видеосюжеты о природе Донского края, иллюстрации по теме.
14 Викторина «Знатоки родного края» Развивать интерес дошкольников к истории и культуре Донского края; закрепить и обобщить знания детей о жизни и быте, традициях, фольклоре казаков; прививать желание следовать славным традициям наших предков. ИКТ, ТСО
15 «Художественно-эстетическое развитие» :
-рисование «Конь-верный друг казака»; «Рушник»
-ручной труд»
-лепка «Оберег казачьей семьи» Развивать художественно- творческие способности детей на основе знакомство с историей казачества Иллюстрации по теме
16 «Чтение художественной литературы» :
Д. Долинский "Птички-странички", "Незнакомый насекомый", Н. Скребов "Толстопятые друзья", Н. Костарев "У нас на Дону", Сказки "Кот и лиса", "Казак и лиса"; стихотворение донских поэтов, пословицы и поговорки о казаках. Формировать элементарные представления об истории донского края через знакомство с художественными произведениями. Книги с иллюстрациями;
Мультимедийные презентации:
«Казачий быт» - через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.
«Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем.
«Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.
«Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.
Работа с родителями
-Консультации:
«Без прошлого нет будущего»,
«Воспитание детей в казачьих семьях»
-Родительское собрание
«Воспитание любви к родному краю в семье»
Нормативные документы и литература:
— Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ
— Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000
— Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001)
— Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155)
-Астапенко Г. Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков - 2002г.
-Муравьева О. Ю., Агуреева Т. И., Мирошничеко Л. В. ,
Сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае» - 2012г.
- Калайтанова Г. Н., Кончаловская Н. В., Баландина Л. А., Бех Л. В, Баукова Н. Н. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» методическое пособие : в 2-х ч. - 2010г.
-Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А – Методическое обеспечение к региональной программе "Родники Дона" Ростов –на- Дону, 2005 г. -234 с.
-Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А –"Ценностно-смысловое развитие дошкольников" (на материале истории и культуры Донского края); Ростов –на- Дону, 2005 г. -311 с.
Интернет-Ресурсы
https://doshkolnik.ru/patriotizm/6944.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog49331/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-starshih-doshkolnikov-na-temu-krai-donskoi-kazachii-krai.html
https://www.psixologicheskoezerkalo.ru/product/lepbuk-byt-donskix-kazakov
zanyatie-s-prezentaciey-apchehov-podgotovitelnaya-gruppa-2559643.html
https://vospitateljam.ru/konspekt-nod-dlya-detej-podgotovitelnoj-logopedicheskoj-gruppy-itogovoe-integrirovannoe-zanyatie-narodnoe-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-donskogo-kraya
https/educontest.net/ru/2575514/проект-история-донского-края-народны/
Выводы:
В ходе реализации проекта по реализации регионального компонента «Я родом из Донского края» была проделана огромная работа по ознакомлению с родным – Донским краем. Дети познакомились: с происхождением реки Дон, с первыми жителями Донской стороны; с традициями донского народа, костюмами казаков. Полученные знания ребята закрепляли самостоятельной, игровой деятельности, в художественном творчестве. Совместно с родителями был оформлен макет казачьего куреня; приобрели куклы: казака и казачку; пополнен игровой уголок казачьими атрибутами- для того, чтобы каждый из воспитанников нашей группы, смог прикоснуться к истокам старины своего народа. В результате работы дети стали более серьезно относится к Родному краю, его природе и ценностям, почувствовали гордость за то, что они потомки донских казаков, прославивших Донскую Землю на весь мир. Реализация данного проекта способствовала формированию у детей целостного представления об обычаях, подвигах, и традициях донских казаков; развитию творческих способностей через совместную деятельность педагогов, детей и их родителей. Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение,- народ без будущего.
Говорят, что красота спасет мир, но в наше время не только красота, но и приобщение к своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «Казачьему роду – нет переводу».