Ольга Галушкина
Отчет по самообразованию «Развитие связной речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию «Развитие связной речи старших дошкольников».
«Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток,
И восклицать:
О! Как же ты красива!»
Е. Щукина.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие связной речи старших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
В 2019 – 2020 учебном году я начала изучать новую тему по самообразованию : «Развитие связной речи старших дошкольников».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- развитие свободного общения с взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи.
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно - развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Актуальность:
Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К. И Чуковский отмечал: «Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого».
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы,
связанные с процессом развития речи являются центральной задачей
речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной
значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется
основная коммуникативная функция языка и речи. Дошкольное
образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей
системе народного образования. Овладение родным языком является одним
из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно
дошкольное детство особенно позитивно к усвоению речи. Поэтому процесс
речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет русский язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь
традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как
"узел", в котором сходятся различные линии психического развития -
мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством
человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает
основы успешного обучения в школе. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
-ухудшение состояния здоровья детей;
-существенное сужение объема "живого" общения взрослых и детей;
-глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
-недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.
На мой взгляд, становление речевого общения ребенка со взрослым начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи ребенка. Ребенок начинает реагировать на интонацию взрослого, особенности голоса, с которой произносятся слова. В эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован только взрослым
-родителями, воспитателями. Вместе с тем развивается и инициативное обращение ребенка к взрослым и сверстникам: он привлекает внимание к себе, к какому-нибудь предмету, использует мимику, жесты и звуки.
Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения
многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со
взрослыми. Взрослые — хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык - важнейшее средство человеческого общения. И в связи с этим мной была определена тема работы с детьми – «Развитие связной речи старших дошкольников».
Мной были изучены книги и интернет ресурсы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.
4. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
Данные авторы предлагают методические пособия для средней, старшей и подготовительной групп. В них представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий по развитию речи. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который помогает в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические и словесные игры и упражнения.
Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы.
Поэтому предметно – развивающая среда оснащена педагогическими копилками, содержащие материалы, которые способствуют развитию речи детей :
1. Пальчиковая гимнастика (развитие речи через мелкую моторику) :
2. Дыхательная артикуляционная гимнастика;
3. Словесные дидактические игры;
5. Потешки, поговорки, пословицы, загадки;
6. Дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Угадай сказку» и др.
Подобрала мнемотаблицы по разным темам: времена года, животные и др.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов,
- составления описательных и сюжетных рассказов,
- передачи содержания сказок.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Была запланирована и проведена следующая работа с детьми:
Сентябрь. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин.
Октябрь. Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов: «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого.
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Ноябрь. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Декабрь. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова).
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Январь. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.
Февраль. Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
Март. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
Апрель. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на теме «Весна».
Май. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем: учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
Консультация для родителей на тему:
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Дидактические игры на развитие речи у дошкольников старшей группы.
«Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказоки «Дюймовочка». Показ сказки: «Колобок».
«Три богатыря». Мероприятия по развитию речи в сказкотерапии :
1.«Зайка – зазнайка».
«Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам».
Обновление предметно – развивающей среды в группе.
Заключительная часть.
В результате изучения темы «Развитие связной речи старших дошкольников» я пополнила свои теоретические знания по данной теме, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы которые способствуют развитию речи детей.
В следующем году работа по данной теме будет продолжена. Полученные теоретические знания и умения постараюсь использовать в работе с детьми.