Людмила Лаврук
Отчет по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики рук через дидактическую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Росинка»
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ»
Выполнила: Лаврук Л. А.
Гусиноозерск, 2017
Публикация «Отчет по самообразованию на тему „Развитие мелкой моторики рук через дидактическую игру“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность моей работы заключается в следующем: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики, должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В дидактической игре наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из этого, в начале учебного года я составили перспективный план. Включила следующие задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Содействовать нормализации речевой функции;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
Реализацию данных задач начала с изучения методической литературы и подбора материала: игры, упражнения.
1. Бондаренко Н. К. «Дидактические игры в детском саду»
2. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактической игре дошкольников».
3. А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов.
4. Аванесова В. Н. «Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду»
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – велась активная работа с детьми:
- на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.
на третьем этапе – велась работа с родителями: Для родителей была изготовлены и выставлены папки-передвижки: «Дидактические игры для развития мелкой моторики», «Артикуляционные упражнения», «Пальчиковая гимнастика». Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, например с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозайкой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш). (Вадим В, Ааюна Ц, Влада С). В феврале было проведено родительское собрание, родители были ознакомлены с различными дидактическими пособиями для развития мелкой моторики. Логопедом была проведена консультация «Развиваем мелкую моторику», родители получили ответы на интересующие их вопросы.
В течение года мною были изготовлены различные дидактические игры такие как :
1. Дидактическая игра «Дерево чудес», одевание листвы, фруктов с помощью кнопок, липучек, пуговиц.
2. Дидактическая игрушка «волшебная змейка» с нашитыми на неё элементами, служащими для развития мелкой моторики рук детей.
3. Игры с бельевыми прищепками. Совместно с родителями изготовили персонажей для игры.
4. Составлена и напечатана дидактическая игра «ты откуда?».
5. Изготовлены картотеки схем и приобретены счётные палочки для составления картинок из счётных палочек.
6. Подобраны разрезные картинки для составления целого из частей.
Для выполнения поставленных задач использовались различные методы и приё мы: пальчиковая гимнастика, физкультминутки,пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, пальчиковый театр, шнуровки,игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика). Для развития мелкой моторики рук использовали занятия с пластилином. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребёнок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Использовали ещё один интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают мелкие клочки. Кроме того весь год по желанию, индивидуально дети нанизывали бусы на нитку, застёгивали и расстегивали пуговицы, кнопки, крючки, накручивали ленты, завязывали шнурки и прочее. На протяжении всего учебного года дети совершенствовали выполнение действий с предметами. Большое внимание уделялось моторики кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. В течение года учила ребят усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов. Многие ребята к концу года могут выполнять действия с предметами: помогать одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении. Учила ребят поддерживать естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, мыть и убирать игрушки.
Планирую продолжать работу на следующий год по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы; продолжить работу с родителями, индивидуальную работу.