Татьяна Миллер
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на тему :
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
(срок реализации 2018-2019 учебный год).
Актуальность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми:
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
Форма работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми;
индивидуальная работа с детьми;
свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемый результат:
Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.
I этап.
Изучение научно – исследовательской литературы. Сентябрь.
II этап.
Работа с детьми.
Октябрь.
Заучивание пальчиковой игры «Замок», «Очки», «Флажок».
Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
Обучение детей игре «Шнуровка».
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».
Настольная игра «Мозаика».
Игра «Я катаю мой орех».
Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Ноябрь.
Заучивание пальчиковой игры «Капуста».
Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
Настольная игра «Найди фигуре место».
Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
"Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок)
Декабрь.
Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».
Игры на одевание и раздевание кукол.
Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
Январь.
Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка».
Пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».
Игры на выкладывание простых узоров из веревочки (по карточкам образцам).
Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)
Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
"Угощение для птиц" - сортировка семян.
Февраль.
Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»
Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).
Пальчиковая игра «Апельсин», «Стул».
Игры на выкладывания фигурок животных из геометрических фигур.
Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества», «8 Марта».
Работа со шнуровкой проведи красную шапочку к бабушки.
Март.
Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».
Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.
Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья», «Грабли», «Скворечник».
Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации».
Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками).
Апрель.
Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.
Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.
"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь
Май.
Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».
Инсценирование руками стих-я «Голуби».
Развивать умение детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
Изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох.
Работа с родителями.
1. «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».
2. Буклет «Пальчиковые игры для малышей».
3. «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».
4. Потешки в режимных моментах.
5. «Способности детей - на кончиках их пальцев».
6. Дидактические игры для развития мелкой моторики.
7. Артикуляционные упражнения.
III этап. Выступление перед воспитателями ДОУ детский сад «Колокольчик».
Список используемой литературы.
1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М. :ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Приложение
Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики
ОЧКИ
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
ФЛАЖОК
Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
ЛОДКА
Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
ПАРОХОД
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик, а большие пальцы подняты вверх.
СТУЛ
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
СТОЛ
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
ГРАБЛИ
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.
СКВОРЕЧНИК
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.
«Замок».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок» :
- На двери висит замок. - Кто его открыть бы мог? - Постучали, На этом слове ритмично постукиваете, друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы. –
Покрутили, Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули. Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью. –
И открыли! Резко отпуская руки, развод
«Капуста».
- Мы капусту рубим, рубим. Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем. Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим. Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем. Руками "мнем" капусту.
«Орехи».
Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое - левой рукой.
«Дорожка»
Я взяла горошка Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней Зайчики и кошки. Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.
«Карандаш»
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот
Отправляется в полёт. Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
«Ослик»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.
«Часы» Есть часы теперь у нас, Бьют исправно каждый час. Снизу маятник у них: Вправо-влево – так да тик.
«Качели»
Ручку пальчиками взяли, Вправо-влево покачали. - «Что такое? Неужели Я попала на качели?» Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик», «Часы», «Качели»)
Игра «Спрячь в ладошках» Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.
Пальчиковая игра «Как живешь?»
Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед) –
Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания) –
Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)
Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)
Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)
А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).
Игра «Спокойного сна!»
Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)
А другой давненько спит (загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите!
Игра «Апельсин»
Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)
Дом и ворота - На поляне дом стоит (изображаем "дом")
Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем. (изображаем "дом")
ПАРОХОД I (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик, а большие пальцы подняты вверх). Паровоз. Без колес! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел!
Дом.
Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".) Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)
Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)
Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.)
Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)