Светлана Бабайцева
Отчет по самообразованию по теме «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»
ОТЧЕТ ПО ПЛАНУ ПО САМООБРАЗОВАНИЯ
на тему «Формирование графомоторных навыков
у детей дошкольного возраста»
воспитателя группы комбинированной направленности
№1 «РОДНИЧОК» для детей 5-6
Бабайцевой Светланы Александровны
за 2020-2021 учебный год
Публикация «Отчет по самообразованию по теме „Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В настоящее время всё более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка.
Мной были определены цели своей работы по самообразованию :
1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
2. Создание эффективных, оптимальных условий для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.
Для решения обозначенных целей были поставлены следующие задачи:
• Повышать умственную работоспособность детей, синхронизацию работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками).
• Развивать графомоторные навыки, плавность, точность, скоординированность движений рук, подготовка к овладению графикой письма.
• Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, пространственные представления, произвольную сферу.
• Консультировать родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников.
Для реализации поставленных задач, основываясь на анализе методической литературы по формированию графомоторного навыка у дошкольников я выделила основные направления и приемы своей работы, учитывая базисные компоненты: зрительно-пространственные отношения, серийную организацию движений, моторику, собственно графомоторный компонент, зрительную память.
Развитие мелкой моторики осуществлялось с помощью «пальчиковых игр», пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемые речитативом.
Для формирования и развития серийной организации движений использовались такие упражнения: сжать и разжать кулаки; чередовать: палец – кулак; чередовать: «зайчик» - «пальчик» и др.
Развитие и формирование зрительной памяти осуществлялось с помощью таких упражнений: посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил; посмотри на картинку, запомни предметы и т. п.
Непосредственно графические навыки осваивались с помощью следующих приемов:
1. Ориентирование на листе бумаги в клетку.
2. Использование линий, черточек от более простых к сложным.
3. Продолжение заданного узора, рисунка.
4. Графический диктант.
5. Составление рисунка по точкам.
Работа велась по трем направлениям
- работа с детьми
- обогащение предметно-развивающей среды (картотека игр-лабиринтов, картотека графических диктантов, дорисовок, штриховок).
- работа с родителями (консультации, беседы).
Работу проводила поэтапно:
1 этап «Информационно-аналитический» :
• Изучила методическую литературу по теме : Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006. Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду / Н. В. Новоторцева – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012 (Педагогам ДОУ). Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М. : Эксмо-Пресс, 2001. Ткачёва М. В. Послушный карандаш. - М. : Дрофа, 2005.
• Познакомилась с педагогическим опытом других педагогов в сети интернет.
• Составила рабочую программу дополнительного образования «Волшебные клеточки», где частью ООД являлось развитие графомоторных навыков.
2 этап «Внедрение в практику» (практический этап) :
Разработала перспективный план работы по самообразованию на 2020-2021 уч. год.
• Составила: картотеку игр по формированию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста.
• В своей работе с детьми использовала комплексы занятий и игр по теме. Подготовила и провела работу с родителями по теме «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
• Подготовила консультацию для педагогов «Готовим руку дошкольника к письму».
• Составила рекомендации по развитию мелкой моторики рук.
3 этап «Заключительный» :
• Опубликовала в сети интернет опыта своей работы, консультации «Развитие графомоторных навыков детей как этап подготовки дошкольника к школьному обучению».
• Составила отчет по самообразованию, где провела анализ своей работы.
В своей работе я использовала следующие принципы:
• от простого к сложному;
• индивидуального подхода;
• развития творческой инициативы.
Для работы с детьми мной использовались практические, игровые, наглядные и словесные методы: работа тетрадях в клетку, «Дорисуй фигуру», работа с трафаретами по всем лексическим темам, «Графический диктант», игры – лабиринты, «Штриховка», «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам, «Нарисуй такую же фигуру» и т. д., игры с конструктором ЛЕГО, с крупами, песком.
Анализируя свою работу на протяжении всего года, можно сказать следующее:
• дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные клеточки» (ознакомительный уровень) для детей 5-6 лет реализована мной полностью;
• у детей старшего дошкольного возраста сформировались графомоторные навыки;
• значительно вырос интерес детей к обучению в школе.