Шилайкис Анастасия
Отчет по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Шилайкис Анастасия Сергеевна - воспитатель.
Отчет по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
1. Изучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по проблеме детской экспериментальной деятельности дошкольников раннего возраста, практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности.
2. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира, углублять представления о живой и неживой природе.
Публикация «Отчет по самообразованию „Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
3. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов наблюдений.
Тема самообразования «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» выбрана мною не случайно. Так как, мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим». Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. Поэтому я решила внести в жизнь дошкольников больше опытов и экспериментов. Так я пришла к теме работы по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование».
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.
Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.
Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.
После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.
Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.
Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.
Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Отдельной и большой работой стал проект «Огород на подоконнике». Дети с интересом участвовали в посадке растений, создании своего огорода и в дальнейшем наблюдении за огородом на окошке.
У детей появился интерес к растениям. Они могут различать некоторые виды растений, узнали много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы. Принимали участие в практической деятельности по уходу за растениями.
Кроме ухода и наблюдения за огородом были проведены различные мероприятия на данную тематику. Это различные беседы, опыты и эксперименты, игры, занятия. Так же использовалось художественное слово. Сказки, стихотворения, пословицы и поговорки об овощах и фруктах – все это знают наши дети.
Так же была проведена работа по совместной деятельности детей и родителей. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты, дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. Родители активно участвовали в проекте «Огород на подоконнике». Приняли участие в экологической выставке «Чудеса природы».