стрельчик ольга
Отчет по методической теме «Формирование математических представлений у детей в игровой форме»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование математических представлений у детей в игровой форме
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
В. А. Сухомлинский
Математические знания позволяют человеку правильно рассуждать, формировать свои мысли, удерживать в голове сложные последовательности и выстраивать между ними взаимосвязи. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – сформировать и развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Публикация «Отчет по методической теме „Формирование математических представлений у детей в игровой форме“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Изучая научную и методическую литературу, я пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. в дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС требованиями и с использованием игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Задачи:
Прививать детям интерес к знаниям по математике;
Формировать знания и представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
формировать широкую начальную ориентацию в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
формировать навыки и умения в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
овладевать математической терминологией;
развивать познавательные интересы и способности, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Работа с детьми
1. Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша : "Третий лишний", "Наведи порядок".
2. Игры с математическим планшетом : «Составляем по образцу», «Учим время».
3. Игры с палочками Кюизенера: «Сколько белых палочек уложится в синей палочке?», «Из каких палочек можно составить число 8?» (разные пособы, «Выкладывать палочки, следуя инструкциям».
4. Игры с кубиками Никитина: «Сложи узор».
5. Графические диктанты: «Рисуем по клеточкам узор», «Рисование по клеточкам ключик», «Кораблик», «Дом».
6. Игры с числами : «Встань на свое место», «Божьи коровки».
7. Игра «Уникуб»; «Сложи по схеме»
8. «Головоломки».
Взаимодействие с родителями
- Собрание «Готовимся в школу вместе»
- Индивидуальные беседы: «Особенности умственного развития детей 6-7 лет».
- Беседы: «Как изготовить игру своими руками из бросового материала», «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр».
- Консультации «Графический диктант по клеточкам»; «Математические игры в детском саду и начальной школе», «Математические игры по дороге домой»; «Математика – это интересно».
Заключение
В заключение можно сделать следующие вывод: что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство воспитателей возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными. Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.
Обучая детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!
В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.
В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов: Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина. «Играем в числа» - серия пособий. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва, 1990г. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г. В. Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005 г. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. - №8. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.