Виктория Волгина
Мастер-класс для педагогов «Использование игр на основе ТРИЗ-технологии для развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития речи дошкольников»
Цель: Расширение представлений педагогов о технологии ТРИЗ, отработка практических навыков использования игр на основе ТРИЗ технологии.
Задачи:
-создать творческую атмосферу;
-обучить педагогов внедрению в образовательный процесс игр на основе технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников.
Оборудование: проектор, предметные и сюжетные картинки, мяч, альбомные листы, фломастеры или карандаши.
Ход мастер – класса:
1. Вводная часть
-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычная встреча. Мы с вами окажемся в увлекательной стране. И эта страна называется ТРИЗ.
Тема сегодняшнего мастер - класса: «Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития речи дошкольников».
2. Основная часть
Для того, чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, изобретать, мыслить нестандартно, имел достаточный уровень развития речи, важно использовать элементы ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Основателем этой теории является Генрих Саулович Альтшуллер, российский ученый – практик, писатель – фантаст, педагог.
Основное средство, используемое в ТРИЗ – педагогический поиск, когда ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно.
Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает, пригласить к рассуждению. Наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ используются для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, развития речи.
Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.
В арсенале ТРИЗ существует очень много методов и приемов.
Основные методы ТРИЗ, используемые в работе с детьми:
• Мозговой штурм
Это оперативный метод решения проблемы, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
С помощью этого метода дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).
• Синектика
Это так называемый метод аналогий:
Например, личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Пример:
Представь, что ты животное (свинья, кошка, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. (Прохрюкать (промяукать) "В лесу родилась елочка…").
• Системный оператор
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
Например, автомобиль (Игрушка)
С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.
Если мы рассмотрим что – то, это что – то для чего – то….
-Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места на другое).
Это что – то часть чего – то…
-Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).
Это что –то из чего – то …
-Какие части есть у автомобиля?
(У автомобиля есть колёса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).
Чем –то было это что – то…
-Всегда ли люди ездили на автомобилях? (Нет).
-На чём люди ездили раньше? (На лошадях, телегах. Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили).
Что – то будет с этим что – то…
-Всем ли хороши современные автомобили? (Нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (Нужно, чтобы они были прочнее, не разбивались в авариях, не загрязняли воздух; могли не только ездить, но и летать, и плавать).
• Метод Робинзона
Формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.
• Метод проб и ошибок
Самый простой из «тризовских» методов –это метод проб и ошибок: «А что, если сделать так? А может быть так!».
В педагогической практике метод проб и ошибок повышает интерес к познанию нового, стимулирует познавательную активность, поскольку ребенку не дают готовых установок («Сделай так!», а предлагают: «Подумай», «Догадайся», «Придумай свое решение проблемы».
Приемы ТРИЗ не требуют специально отведенного времени. Игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы.
Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.
Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон.
Совместная деятельность по развитию речи с использованием ТРИЗ – технологий - это импровизация, игра.
Сегодня мы с вами превратимся в детей и немного поиграем, ведь игра - самое любимое занятие и ведущей вид деятельности детей дошкольного возраста. Полученные в игре знания являются самыми полезными, долгосрочными и используемыми детьми на практике.
Сегодня мы рассмотрим некоторые игры, предлагаемые ТРИЗ – технологией для развития речи детей.
Игра «По кругу». Дети сидят вокруг стола. В руках у педагога стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например, с изображением шубы, и придумывает какое-нибудь словосочетание («шуба пушистая»). Картинка передвигается по кругу, каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает её дальше. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Игра "Да-Нет” или "Угадай, что я загадала”.
Я ставлю перед вами задачу - отгадать загаданный мною предмет. Вы должны так сформулировать ваши вопросы, чтобы я могла на них ответить только «да» - «нет».
Например: педагог загадывает слово "слон”, дети задают вопросы. (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон)
Педагог отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное. (Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т. д.)
Разновидность данной игры - «Сенсорный ящик».
Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.
Ход игры: В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт. Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает педагог.
Зрение:
-Какой он формы? (Он овальной формы)
-Какого он цвета? (Он желтый)
-Какого он размера? (По сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой)
-Сколько у него частей? (У него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)
Осязание:
-Какой он на ощупь? (Он шероховатый на ощупь)
Слух:
-Он издает звук? (Нет)
Обоняние:
-Он пахнет? (Да)
-Какой запах у этого предмета? (У него кисловатый запах)
Вкус:
-Это съедобный предмет? (Да)
-Какой он на вкус? (Он кислый)
-Это лимон. Правильный ответ.
-Одно из главных направлений ТРИЗ – знакомство детей с противоречиями.
Мы должны донести до наших детей то, что во всяком плохом есть немного хорошего и наоборот. Важно уметь определять это хорошее и плохое.
Игра «Хорошо – плохо»
В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Вопросы задаются по принципу: «Что-то хорошо – почему?», «Что-то плохо – почему?». То есть вопросы идут по цепочке.
-Лиса – это хорошо. Почему? (Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая).
-Лиса – это плохо. Почему? (Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков).
-«Мама на работе» –это хорошо. Почему?
-«Мама на работе» – это плохо. Почему?
-Съесть конфету - хорошо. Почему?
-Потому, что она сладкая.
-Съесть конфету - плохо. Почему?
-Могут заболеть зубы.
Весна
Хорошо: Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д.
Плохо: Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться и т. д.
Подобная игра: «Сумей в плохом найти хорошее»
Детям предлагается назвать положительные черты отрицательных героев знакомого им художественного произведения и отрицательные черты положительных героев этого произведения. (Герои: колобок, Карлсон, Баба Яга, Кощей Бессмертный)
Колобок – положительный герой. Отрицательные черты: непослушание, хвастовство, эгоизм.
Карлсон - положительный герой. Отрицательные черты:корыстный, озорной, наглый, жадный.
Баба Яга – отрицательный персонаж. Положительные черты: гостеприимная, хозяйственная, любит животных, отзывчивая.
Кощей Бессмертный - отрицательный персонаж. Положительные черты: бесстрашный, выдержанный, имел огромное стремление к жизни.
Применяя элементы системы ТРИЗ (работы по системе ТРИЗ, мы учим детей фантазировать, придумывать, изобретать. Например, что можно смастерить из коры дерева, пластмассовой бутылки? А потом подумать: как это можно сделать.
Мы продолжаем играть, и я вам предлагаю найти «Необычное в обычном».
Вам нужно найти необычное применение обычной газете. (Для игры выбирают 3-5 добровольцев.)
(Звучит весёлая музыка). Педагоги делают различные поделки из газет (веер, шляпу, подзорную трубу и т. д.).
Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: А сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Мы продолжаем играть, и наша следующая игра:
Игра «Назови часть предмета»
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
-ДОМ.
Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:
- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал)
Игра «Путаница»
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход:
- Однажды элой волшебник перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.
Летит колючий крокодил. (Снег)
Висит зеленая собака. (Слива)
Самолет ползет по рельсам. (Поезд)
Мальчик ест скакалку. (Конфету)
Летит воздушный диван. (Шар)
Рычит лохматый слон. (Пес)
Смотрю в прозрачное дерево. (Стекло)
Дверь открывают вилкой. (Кючом)
Бабушка связала мягкие подушки. (Варежки)
Мама сварила вкусный стол. (Суп)
Игра «Исправь ошибку»
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку. Например: «Мел белый, а сажа жидкая». В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная».
Примерный речевой материал:
-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.
-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.
-Лиса хитрая, а Колобок желтый.
-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.
Игра «Цепочки ассоциаций»
Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.
Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.
Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок).
Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы).
Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир).
Зеленое и прыгучее…
Холодное, белое …
-А сейчас немного отдохнем и поиграем в игру:
Игра «Животные, растения, птицы»
Цель: развивать внимание.
Ход:
1) Ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных:
«Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».
2) Дети должны встать, если взрослый назовет растение: «Внимание! Начали! Кувшин, крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб, магазин, ромашка».
3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша, клен, синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь.»
Используя технологию ТРИЗ, с детьми можно решать сказочные задачи и составлять сказки. Можно помогать сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Дети учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений, определений.
Спасательные ситуации в сказках
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из проблемных ситуаций.
«Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
«Помоги Золушке»
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? (Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки, формировать леп шки рукой и. т. д.)
«Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери.
«Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочки для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
«Молочные проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
А сейчас мы будем учиться устанавливать причинные связи между событиями.
Игра «Почему так произошло?»
Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.
Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанных между собой, и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»
Например:
1. Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2. Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Варианты:
1. Собака погналась за курицей.
2. Школьники не смогли поехать на экскурсию.
1. Папа раскрыл книгу.
2. Комната наполнилась дымом.
1. Котенок подошел к блюдечку.
2. Мальчик не выучил урок.
ИГРЫ НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ
Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Круги Луллия».
Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - «Круги Луллия», которая непосредственно относится к технологии ТРИЗ. Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками с ОВЗ.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
Оборудование, необходимое для проведения любой игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционно-развивающей работы.
Цель: содействовать расширению представлений о предметах (объектах) через признаки и их проявления.
Пособие позволяет решать следующие задачи:
• развитие познавательной активности;
• развитие представлении о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);
• формирование элементарных математических представлений;
• обогащение активного и пассивного словаря;
• развитие связной речи;
• развитие мелкой моторики и координации движений рук.
ВАРИАНТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ
Дидактическое игра: «Чей малыш?»
1 вариант. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д., на большом - их детенышей.
Задание: помочь найти маме детеныша.
Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.
Дидактическое игра: «Чей хвост?»
1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, лиса и т. д., на маленьком - их хвосты.
Задание: найди, где чей хвост?
Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.
2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения белки и волчий хвост.
Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом у белки оказался волчий хвост. Здесь необходимо обращать внимание на употребление прилагательных в правильной форме (беличий, волчий)
Примерные игры с использованием кругов Луллия:
• «Кто что ест?» «Чей нос? Чей хвост?»
• «Назови, сколько» «Подбери пару»
• «Кто, где живет? «Подбери заплатку»
• «Подбери по цвету», «Подбери по форме»
• «Из какой сказки?» «С какого дерева листок?» и др.
• «Мамы и их детеныши»
• «Цветные картинки»
- Это лишь малая часть игр, используемых технологией ТРИЗ.
3. Заключительная часть
Таким образом, методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей и, конечно, речи дошкольников.
Использование ТРИЗ-игр позволяет активно развивать у детей все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи). ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.
В завершении нашей встречи я хотела бы подарить вам буклеты с описанием игр на основе ТРИЗ технологии.