Елизавета Лебедева
Математика для дошкольников как способ познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Математика для дошкольников – способ познания окружающего. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Публикация «Математика для дошкольников как способ познания окружающего мира» размещена в разделах
Мы перед собой поставили цель: обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Образовательную деятельность по ФЭМП проводили в игровой форме. Занятие – игра построена на знакомых детям и новых играх, которые вводятся с помощью сказочно-игрового сюжета и становятся своеобразной демонстрацией достигнутого уровня математических знаний и представлений, создаётся непринуждённая обстановка. Такое занятие проходит более эмоционально. Сказочный сюжет привлекает дошкольников, при этом повышается познавательная активность детей. Педагог положительно оценивает адекватные способы выражения радости и сопереживания.
Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников. Это считалки, весёлые стихи о цифрах, математические сказки. На занятии по ФЭМП знакомили детей со стихотворением или считалкой, последующее их разучивание проводилось в свободное время. Считалки, стихи применяли в свободной игровой деятельности, на групповых занятиях, в индивидуальной работе, познавательных беседах.
Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды.
Значительное место по развитию у детей логического мышления в математическом развитии мы отвели знакомству детей с числами и цифрами. Играя и выполняя упражнения, дети постепенно:
— овладевают умением выделять образы цифр;
— закрепляют навыки последовательного счета;
— учатся соотносить количество предметов с определенной цифрой;
— развивают зрительную память и ручную моторику, внимание и мышление; — овладевают различными речевыми умениями и навыками.
Знакомили детей с миром геометрических фигур с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время.
Проводилось открытое занятие «
В группе имеются следующие материалы :
1. Касса счетных материалов «Учимся считать» 7шт
2. Наглядные карточки с цифрами.
3. Домино
4. Деревянные пазлы «Форма,цвет»
5. Развивающее лото «Веселый счет»
6. Домино «Мои первые цифры».
7. Счетные палочки
8. Тетрис деревянный
9. Межполушарне доски.
Занятия по математике всегда переплетаются с другими образовательными областями :
1)Социально-коммуникативное –общение ребенка со взрослым и сверстниками
2)Речевое развитие-использование на занятии стихов,загадок,пословиц. ,поговорок,ребенок учиться правильно называть фигуры,цвета,части суток и т. д.
3)Художественно-эстетическое развитие –реализация самостоятельной творческой деятельности,штриховка,закрашивание.
4)Физическое развитие- использование физминуток в каждое занятие.
Цели и задачи :
-Создание благоприятных условий для формирования математических представлений;
-введение ребенка в мир математики;
-формирование основ математической культуры
-развивать потребность активно мыслить;
-развивать логическое мышление;
Эти задачи выполнялись с помощью игры. Мы создаем условия для самостоятельной игровой деятельности детей в группе,размещая дидактические и настольно-печатные игры с математическим сожержанием,играя в которые ребенок закрепляет полученные навыки. Огранизовывем самостоятельную деятельность детей с различными конструкторами,мозайками.
Взаимодействие с семьей:
1)Консультация «Что ребенок должен уметь в 4-5 лет»
2)Математические игры дома с детьми.
3)Беседы с родителями
4)Памятки для родителей по «Развиваем математические способности детей дошкольного возраста дома».
Так же познакомили родителей с кружковой деятельностью, которую ведет Кристина Игоревна, отметив их,что они являются тоже участниками учебного процессе. Предложили родителям познакомить детей с сказками где присутствуют числа: «Три медведя», «Два жадных медвежонка».
Мы работаем с родителями через мессенджеры,по просьбе консультируем об успеваемости детей в данном направлении. Так же были приглашены родители на открытое занятие.
В наши задачи входит счет в пределах «5»
Мы закрепили уменисчитать в пределах «5»,соотносить цифры с колличеством предметов,отгадывать математические загадки, правильно отвечать на вопросы: «сколько?» «который?» «какой по счету?»
Величина.
Сравнивали предметы по величине,высоте,длине. Употребляли в речи результаты сравнения : «большой» «поменьше» «самый маленький»
Геометрические фигуры
Закрепили знания о геометрических фигурах: круг. квадрат,треугольник,прямоугольник овал.
Ориентировка во времени
Уились различать части суток: утро, день, вечер, ночь. Времена года.
Отгадывали загадки о частях суток.
Ориентировка в пространстве
Учились различать правую и левую руку. Использовали деревянные нейропазлы «Межполушарные доски» ,где двумя руками одновременно проводишь линии потом в разные стороны, развивается логическое мышление. С помощью игры развивается мелкая моторика,память и вниманте,речь,воображение и когнитивные навыки,логику,усидчивость и самостоятельность.
Головоломка «тетрис» на развитие логики,пространственного восприятия.
Делая выводы о проделанной работе мы пришли к выводу что есть моменты над которыми нужно поработать. Продолжаем работу в данном направлении. Повышаем знания детей,активность родителей в участии жизни детского сада.