Зимфира Санировна ЮЛДАШЕВА
Отчет о проделанной работе воспитателя средней группы «Неделя башкирского языка»
С 07.12.2021г. по 14.12.2021 г. была объявлена неделя «Об организации и проведении недели башкирского языка».
Каждый язык является частью мировой культуры, в котором отражаются истории, психология народа, его духовное богатство, традиции и обычаи. В рамках реализации Законов Республики Башкортостан «Об образование» и «»О языках народов Республики Башкортостан в нашем детском саду «Солнышко» с. Юмагузино организовано дополнительное образование «Мы изучаем башкирский язык» в неделю 2 раза, с продолжительностью по 20 минут.
Публикация «Отчет о проделанной работе воспитателя средней группы „Неделя башкирского языка“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Средняя группа
- Темочки
Основной целью обучения дошкольников государственным языкам является развитие языковой способности детей, ознакомление их языком как средством общения и с культурой народа или других народов, пользующихся этим языком.
Задачи :
Обучающие:
- совершенствовать общее языковое развитие детей;
- углубить и расширить знание и представление о литературном языке;
-создавать умение отличать русскую или башкирскую речь на элементарном уровне общения;
-формировать правильному произношению звуков, слов, типических грамматических конструкций на двух языках, общаться со сверстниками и взрослыми по предложенным темами ситуациям на уровне повседневного общения (говорение);
Развивающие:
- развитие интереса к башкирскому языку;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
Воспитательные :
-приобщать к истории, культуре, обычаям и традициям башкир посредством языка. У детей формируются навыки позитивного и уважительного отношения к родному краю, природе, людям разных национальностей, проживающим в их окружении.
Изучение башкирского языка осуществляется с пяти лет и направлено на их коммуникативно-речевое развитие, в процессе которого старшие дошкольники овладевают устной формой общения, т. е. понимать башкирскую речь со слуха и соответственно на нее реагировать. С детьми проводилось ООД в соответствие утвержденным расписанием. Поставленные цели достигались в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной. Для более успешного овладения языком с детьми проводились разные формы организации по изучению башкирского языка : как фронтальные, так и подгрупповые и индивидуальные работы.
Зачисление на дополнительное образование «Мы изучаем башкирский язык» проходит на основе учета интересов детей и заявления родителей.
ООД в дополнительной форме мы проводим в группах в игровой форме. На ООД приходят башкирская кукла Айгуль и Азамат, которые помогают разучивать новые башкирские слова, также используется волшебный сундучок и волшебный мешочек. Эти куклы и предметы незаменимые помощники. Мы с ними играем в игры, рассматриваем их при изучении национальной одежды. С детьми разучиваем небольшие стихи, песни, учим танцы, играем в пальчиковые игры, изучаем обычаи и праздники башкирского народа, знакомимся с башкирским народным инструментом кураем.
В соответствие намеченным планом были запланированы и проведены следующие мероприятия с детьми:
- было организовано познавательное занятие на тему «Цвети, мой Башкортостан!», где дети узнали о башкирских национальных традициях, утвари, быте, обычаях. Воспитанников познакомила со стихами о Башкортостане, песнях, играли в игры;
- национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны.
- также я организовала выставку книг детских писателей разных народов;
- наш детский сад ежегодно участвует во флэшмобе организованной ко дню национального костюма;
- оформила на стенде для детей настольно-дидактические игры по тематике «Мой родной Башкортостан»
- также составила энциклопедию «Все о тебе – мой родной Башкортостан!»
- большое значение в воспитание детей оказывают подвижные народные игры, которые обладают великой воспитательной силой. С воспитанниками разучиваем народные игры, играем с ними в режимных моментах и во время прогулок.
Кроме изучения языка мы занимаемся и продуктивной деятельностью : рисуем, лепим, выполняем разные работы в технике аппликации.
В целях ознакомления родителей о ходе изучения башкирского языка созданы информационные стенды, папки – передвижки, где указаны слова и фразы, изученные в ходе ООД, с которыми мы их знакомили так же дистанционно на платформе WhatsApp.
Для более успешной работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с башкирским языком создана мини уголок башкирской культуры. В них имеется:
- государственная символика;
- образцы национальных костюмов (куклы в национальных костюмах);
- предметы обихода с башкирской национальной символикой;
- подборка книг и открыток, знакомящие с особенностями национальной культуры, трудом, бытом башкирского народа;
- произведения художественной литературы (народные и авторские сказки).
В целом запланированная мною работа выполнена удовлетворительно, все мероприятия проведены вовремя и с положительным результатом. В перспективе я думаю, необходимо организовать образовательный процесс более насыщенным, использовать больше башкирских народных игр, песен, танцев. Чтобы работа была более продуктивной и результативной, необходимо к работе привлекать родителей и воспитателей.
Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категории З. С. Юлдашева