Людмила Терновая
Отчет на МО о проделанной работе в рамках проекта «Новое поколение выбирает ЗОЖ» за 2014–2015 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет на МО о проделанной работе по самообразованию в рамках проекта «Новое поколение выбирает ЗОЖ» за 2014-2015 учебный год.
В 2014-2015 учебном году основной целью воспитательной работы детского дома-школы является воспитание психически и физически здорового и личностно развитого человека, обладающего социально-психологическими навыками, необходимыми для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей среде.
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
Публикация «Отчет на МО о проделанной работе в рамках проекта „Новое поколение выбирает ЗОЖ“ за 2014–2015 учебный год» размещена в разделах
- Повышать квалифицированную компетентность воспитателей по вопросам формирования здорового образа жизни воспитанников в соответствии с современными требованиями;
- Формировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- Воспитывать антитабачную, антиалкогольную, антинаркотическую зависимость с помощью привития навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего само разрушающему поведению;
- Создать условия для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы;
- Пополнить методическую копилку пособиями и разработками коррекционной направленности.
Способы достижения цели:
1. Четкое планирование воспитательной работы в группах;
2. Прохождение воспитательной работы через все виды и формы деятельности воспитателей и воспитанников;
3. Работа в социуме с общественными организациями, организациями образования, культуры и спорта.
4. Диагностика и анализ деятельности воспитателей.
В нашем детском доме разработан цикл воспитательных мероприятий, которые являются составной частью системы воспитания здоровья и здорового образа жизни. Мероприятия организованы с целью конструирования жизненного опыта воспитанника, когда ребенок действует с позиций сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья, окружающих его людей. «Большие дела начинаются с малого» - исходя из такого изречения мы и начали строить свою работу по формированию культуры здоровья воспитанников. Была продумана система воспитательных часов «Я и здоровье», которые проводят воспитатели с ребятами начального, среднего и старшего звена. Занятия включают в себя:
1. пропаганду безопасного поведения
2. профилактику вредных привычек
3. обучающие часы, касающиеся физического состояния человека
4. нравственно-психологическая тематика
В настоящее время наиболее популярными становятся темы правильного питания, правильного применения лекарственных препаратов, профилактики вредных привычек: курение, алкоголизм, наркомания, игромания. Поэтому систему воспитательных мероприятий мы выстроили в логике комплексно-целевого проекта «Новое поколение за ЗОЖ», разработанного в 2014 году, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой деятельности. Воспитателями разрабатывается огромное количество коллективных спортивно-оздоровительных мероприятий: чемпионаты по настольному теннису, спартакиады, веселые старты, военно-спортивные игры. Благодаря взаимодействию с педагогом физкультуры наши ребята в этом учебном году неоднократно выезжали на горнолыжные базы «Лесная» и «Эдельвейс», посещали ледовый каток. Кроме того, в нашем детском доме каждый месяц завершался заключительным праздником, в котором принимали участие абсолютно все группы, ни один ребенок не остался не охваченным праздничной атмосферой.
Ведущей технологией является технология коллективного творческого дела (КТД, которая позволяет формировать социальные установки. Такие праздники преследуют ту же цель, что и классные часы – в системе воспитывать культуру здоровья воспитанников, формировать навыки здорового образа жизни, а также направлены на профилактику вредных привычек. Технология КТД предполагает не только общественно-значимую, но и личностно-значимую организационную деятельность, регулирует сотрудничество в коллективе, с партнерами, способствует выработке организационных умений. При помощи участия в коллективных творческих делах достигается единство в развитии таких сторон личности, как познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, практически-действенной.
Все запланированные коллективно-творческие мероприятия подготовлены на высоком уровне. Ребята, которые принимают, участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки, умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень.
Планы воспитателей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. Каждым воспитателем разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники безопасности, мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма в детском доме, на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения.
Широко применяются информационные технологии для организации выпуска самодеятельных газет, журналов, проведения фестивалей, акций, агитбригад и праздников здоровья в детском доме. В ходе реализации проекта «Новое поколение за ЗОЖ» повышается творческая активность и творческие способности ребят. Формируется социально-активная гражданская позиция воспитанников, развивается социальная активность молодого поколения. Совершенствуется профилактическая работа, основанная на развитии альтернативной употреблению ПАВ активности среди детей и подростков: привлекается внимание врачей-специалистов с лекциями о ЗОЖ и о вредных привычках, инспекторов ОДН и ГИБДД. Правильно проведенные профилактические мероприятия среди подростков должны стать сдерживающим фактором.
С целью ранней профилактики для учащихся начальных классов воспитателями проводятся беседы «Вредные и полезные привычки».
Для обеспечения активной работы по профилактике алкоголизма, наркомании и игромании в детский дом были приглашены психолог и нарколог «Наркологического диспансера».
Согласно плану совместной работы, с ОДН проведены беседы на темы «Ответственность несовершеннолетних за употребление спиртных напитков, токсических веществ и наркотических веществ», «Организация каникулярного времени», «Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения».
Важным условием обучения и воспитания культуры здоровья является побуждение ребенка к достижению цели – формирования собственного здоровья, достижения успеха в данной деятельности, что осуществляется и через такие активные формы и методы деятельности как:
• проведение часов здоровья и часов безопасности: «Питание и здоровье», «Советы Мойдодыра», «Привычка – вторая натура», «Компьютер в нашей жизни», «Алкоголь и наркотики – явление безнравственное», «Как рождаются опасные ситуации на дорогах»;
• выпуск информационных листовок: «Как сказать нет», «Здоровый образ жизни – выигрывает каждый!»;
• тематические анкетирования;
• конкурсы рисунков и плакатов по тематике здорового образа жизни;
• демонстрация и обсуждение документальных фильмов;
• проведение социальных акций: «Вредные привычки не для нас», «В новый год без аварий»;
• выступление агитбригад: «Скажи наркотикам нет!», «Молодежь против алкоголя»;
• проведение серий деловых игр и ток-шоу по профилактике вредных привычек: «Суд над сигаретой», «Пусть говорят»;
• спортивно-игровые программы: «А, ну-ка, парни!», «Остров сокровищ», «Веселые старты».
Уже достигнуты положительные результаты:
1. Активизация работы по организации общешкольных мероприятий: их проведение стало более массовым, интересным и качественным.
2. Увеличение занятости детей во внеурочное время.
3. Рост мастерства, творческой активности учащихся.
В 2015-2016 учебном году необходимо продолжить решать воспитательные задачи по профилактике вредных привычек и формированию ЗОЖ:
- организовать работу по повышению профессионального мастерства и психолого-педагогической компетентности педагогов для обеспечения успешности воспитательного процесса – включить воспитателей в исследовательскую деятельность по вопросам воспитания (поиск новых форм, методов, средств организации воспитательного процесса, изучение и внедрение новых воспитательных технологий);
- стремиться организовать внеклассную внеурочную деятельность воспитанников, способствующую развитию их умственного и творческого потенциала, инициативы и активной жизненной позиции
- включить в практику работы волонтерское движение «Дети-детям»;
-проведение общешкольной декады Здоровья.
В целом, воспитательный процесс в нашем детском доме развивается и организован на достаточно хорошем уровне. Вся воспитательная деятельность способствует улучшению микроклимата в учреждении, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих повседневных проблем.