Получи документы

Педагогический проект «Новое поколение выбирает чтение»

Ольга Варламова
Педагогический проект «Новое поколение выбирает чтение»
▼ Скачать + Заказать документы

Название проекта: «Новое поколение выбирает чтение»

Тема проекта: «Приобщение детей к художественной литературе через чтение книг».

Аннотация

Данный проект разработан для детей средней группы детского сада.

Проект затрагивает вопросы воспитания желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием их действия.

Необходимое время для проведения проекта: 5 месяцев (январь – май).

Актуальность

Публикация «Педагогический проект „Новое поколение выбирает чтение“» размещена в разделах

Социологические исследования в нашей стране в XXI в., по сравнению с XX столетием, выявили негативные и неутешительные тенденции:

- заметное снижение интереса к чтению у дошкольников и школьников;

- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного чтения из-за того, что телевидение и компьютер вытеснили книгу из жизни детей.

Поэтому вопросы формирования интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания.

Приобщение детей к книге служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей. Чтение книг оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику, формирует мыслительную деятельность, учит анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книги – это, прежде всего, хранители знаний, которые передают духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяют людей разных времен и народов посредством слов. «Слово – великое оружие жизни», - писал В. О. Ключевский, а В. А. Сухомлинский утверждал, что «чтение – это окошко, через которое дети видят и познают себя».

Проблема:

Дети не любят слушать и читать художественную литературу.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Воспитание гражданской позиции через развитие устойчивого интереса к художественной литературе. Развитие свободной творческой личности ребёнка.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Активизировать работу по сотрудничеству профессиональных и общественных организаций.

2. Приобщать детей к книжной культуре, обогащать опыт общения с книгой.

3. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя.

4. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

5. Развивать творческие способности дошкольников. Создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность.

6. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.

8. Воспитывать бережное отношение к книге, как результату труда многих людей.

Ожидаемые результаты.

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

1. Углубленные и систематизированные знания о фольклорных и литературных жанрах.

2. Сформирован интерес к иллюстрациям. Воспроизводят текст по рисункам.

3. Играют в театрализованные и сюжетно-ролевые игры.

4. Оформлен книжный уголок.

5. Создание «Книжкиной» больницы.

6. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с выбранной тематикой:

а) создание библиотеки;

б) подбор фонотеки;

в) создание уголка развивающих игр;

г) оформлен альбом рисунков.

7. Отношение детей к книге, как к источнику знаний и познавательных интересов.

8. Активное участие 90% родителей в реализации проекта.

9. Умение детей грамотно высказывать идеи и предположения.

10. Создание системы работы по ознакомлению детей с детской художественной литературой.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

I этап – Подготовительный (январь 2015):

- Изучение методической литературы, пособий и видеозаписей по данной теме;

- Знакомство с опытом работы специалистов других детских садов;

- Подготовка консультаций для родителей «Читаем детям», «Книга в жизни ребенка», «Играем в театр», «Рисуем сказку».

- Создание фонотеки по литературным произведениям для детей среднего возраста по программе «От рождения до школы».

II этап – Практический (январь 2015 - май 2015):

Проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта:

1). Цикл тематических недель по творчеству детских писателей и поэтов:

- Сказки Чуковского ;

- «Радость побежала по дорожке» В. Г. Берестова;

- «Что за прелесть эти сказки» - по произведениям А. С. Пушкина;

- «Герои русских народных сказок» - русские народные сказки;

- Легенды и сказки чувашского народа;

- Юмористические произведения Носова;

- «Стихотворный коллаж» - творческие работы.

2). Постановки сказок: «Асамла пурт» («Теремок», «Волшебный цветок»,

«Лиса – плясунья» (совместно с родителями воспитанников).

3). «День рождения Книги» - познавательно-развлекательная программа для детей и их родителей.

4). Поэтический конкурс «Русская зима».

5). «Ярмарка счастья» (встреча детей и родителей воспитанников с депутатом Чебоксарского городского Собрания депутатов

И. В. Клементьевой).

6). «Неделя детской книги» :

- экскурсия в детскую библиотеку имени А. Гайдара;

- «Читаем вместе» встреча депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов В. Д. Радина с маленькими читателями.

7). Сотрудничество с театром «Седьмой лепесток». Участие семей воспитанников в городском конкурсе «Воспитание».

8). Проведение акции «Подари детям книгу».

9). Познавательная игра «Волшебный мир сказок».

III этап – Заключительный (май 2015):

• Проведение литературной викторины «Давайте с книгами дружить» (итоговое мероприятие).

• Поэтический турнир: «Весна – красна идет».

• Выставка самодельных книжек - малышек, книжек – раскладушек, изготовленных руками детей и их родителей.

• Организация фотовыставки для родителей «Мы читаем».

• Презентация проекта «Новое поколение выбирает чтение».

Работа с родителями:

- конкурс чтецов;

- изготовление настольных театров;

- постановка чувашской народной сказки «Лиса - плясунья»;

- изготовление костюмов для постановок сказок.

- привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды, в частности: подборке детских книг; изготовлении масок, дидактических игр, книжек-малышек.

- акция «Подари детям книгу».

Вывод:

Детская художественная и научно-популярная литература – важный источник знаний об окружающем мире, средства воспитания чувств, развития мышления, воображения и памяти. Литературные произведения являются основой или стимулом для организации познавательных и этических бесед с детьми. Наглядный материал облегчает детям восприятие событий, явлений или норм, которых не было в личном опыте и которые они не могут непосредственно воспринимать. Зрительный образ способствует усвоению абстрактных понятий.

В результате реализации проекта дети научились сопереживать героям художественных произведений, они стали замечать настроение близких и окружающих их людей. В них пробудились гуманные чувства — доброта, протест против несправедливости, способность проявлять участие к окружающему их миру.

Произведения художественной литературы раскрыли перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Используя различные формы по приобщению детей к чтению, мы осуществили работу по привлечению родителей к ознакомлению детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и познавательную деятельность дошкольников.

Работа над проектом повысила компетентность родителей в данном направлении, пробудила у детей интерес к книге и детской литературе, установила партнерские взаимоотношения между всеми участниками проекта: педагогами ДОУ, детьми и их родителями, актерами театра «Седьмой лепесток», сотрудниками детской библиотеки им. А. Гайдара и депутатами Чебоксарского городского Собрания депутатов В. Д. Радиным и

И. В. Клементьевой.

Результативность проекта «Новое поколение выбирает чтение» в МБДОУ «Детский сад №146» г. Чебоксары

Оценка эффективности проекта осуществляется по следующим направлениям: дети, родители, сотрудники ДОУ. По результатам работы подтвердилась гипотеза, что художественно-творческое воспитание должно нести комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности. Воспитанники детского сада являются активными участниками следующих городских мероприятий:

• поэтический конкурс - «Русская зима», приняли участие

15 воспитанников (50%);

• «Ярмарка счастья», посвященная Всемирному дню счастья, приняли участие 30 воспитанников (100%, 24 родителя (законные представители) (80%, (встреча детей и родителей воспитанников с депутатом Чебоксарского городского Собрания депутатов

И. В. Клементьевой).

• «Читаем вместе» - встреча депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов В. Д. Радина с маленькими читателями на базе детской библиотеки имени А. Гайдара 30 воспитанников (100%);

• городской конкурс рисунков и словотворчества «Воспитание» 10 воспитанников (33%). Воспитанники заняли 2 призовых места.

• праздничных и музыкально-спортивных мероприятий городского уровня - 5, в которых приняли участие 30 воспитанников (100%, 25 родителей (законных представителей) (83%) и 20 педагогов;

- районных мероприятий: акции – 2, литерные чтения – 3, в которых приняли участие 30 воспитанников (100%, 24 родителя (законных представителей) (80%);

- конкурсы российского, регионального, городского уровня: рисунков, словотворчества, сказок, в которых приняли участие 30 воспитанников (100%, 26 родителей (законных представителей) (87%).

Показатели социального развития – динамика уровня развития воспитанников следующая: рост познавательной активности детей повысился на 50%.

Анализ результатов усвоения знаний показал: средний уровень - 34%, выше среднего 60%:

на начало проекта: низкий уровень – 9 воспитанников (30%)

средний уровень – 14 воспитанников (47%)

высокий уровень – 7 воспитанника (23%)

на конец проекта: низкий уровень – 2 воспитанника (7%)

средний уровень – 15 воспитанников (50%)

высокий уровень – 13 воспитанников (43%)

Повысилось качество продуктов социально-творческой деятельности, уровня социальной успешности всех участников проекта, их активность:

на начало проекта: низкий уровень – 8 воспитанников (27%)

средний уровень –18 воспитанников (60%)

высокий уровень – 4 воспитанников (13%)

на конец проекта: низкий уровень – 2 воспитанника (7 %)

средний уровень – 16 воспитанников (53%)

высокий уровень –12 воспитанников (40%)

Повысилась активность и заинтересованность родителей (законных представителей) в социально - общественной жизни дошкольного учреждения:

на начало проекта: низкий уровень – 7 родителей (23%)

средний уровень –18 родителей (60%)

высокий уровень – 5 родителя (17%)

на конец проекта: низкий уровень – 0%

средний уровень – 4 родителей (13%)

высокий уровень –26 родителей (87%)

Анализ общественного мнения среди родителей (законных представителей, воспитанников и сотрудников показал, что проект стал популярным, востребованным, возросла заинтересованность социальных партнеров, которые приняли активное участие в реализации проекта, и продолжают плодотворно сотрудничать с дошкольным учреждением:

1) Библиотека – детский информационный центр им. А. Гайдара – филиал №5 «Объединение библиотек города Чебоксары»;

2) МБОУ «СОШ №49»;

3) МБОУ «СОШ №47»;

4) Театр «Седьмой лепесток».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гербова А. В. "приобщение детей к художественной литературе", М, 2005г.

2. Гриценко З. А. "Положи твое сердце у чтения", М., 2004г.

3. Гриценко З. А. "Пришли мне чтения доброго. ", М., 2004г.

4. Гурович Л. М. "Ребенок и книга", СПб, 1999г.

5. Елисеева М. Б. "Книга о восприятии ребенка от рождения до 7 лет", М., 2008г.

6. Иванова О. А. "Учимся читать художественную литературу", М. ,2005г.

7. Тимофеева И. Н. "Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением", СПб, 2000г.

8. Ушакова О. С. "Развитие речи", М., 2000г.

9. Журналы «Дошкольное воспитание» №6 2015г., №4 2014г., №7 2014г., №3 2013г., №7 2012г., №4 2012г.

10. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса

11. Детская художественная и научная литература.

Публикации по теме:

Здоровое подрастающее поколение-залог здорового обществаЗдоровое подрастающее поколение-залог здорового общества Ежегодно 24 марта по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. Туберкулёз является.

Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?» Люди не могут долго удерживать в голове всё, что нужно знать и помнить. Известно, что в конце первого тысячелетия доходило до такого,.

Мое новое хобби — канзашиМое новое хобби — канзаши Я люблю все новое и интересное, люблю вязать, вышивать крестиком и бисером, учусь шить. А недавно начала осваивать технику канзаши. К нам.

Мое новое творчество. Куклы из фоамиранаМое новое творчество. Куклы из фоамирана Уже давно известен для рукодельниц такой материал как фоамиран у нас в России. Изготовители пенистой резины или фоамирана – Корея, Иран,.

Мое новое увлечение «Вышивка лентами»Мое новое увлечение «Вышивка лентами» Добрый вечер, дорогие коллеги! Лето - это маленькая жизнь, времени на интернет нет, все занято любимыми цветами, заготовками и новыми увлечениями.

Новое увлечение в нашей группеНовое увлечение в нашей группе В нашей группе появилось новое увлечение. Плетение из резиночек,как это увлекательно и полезно для мелкой моторики. Детки могут подолгу делать.

ОО «Чтение художественной литературы». Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» во второй младшей группе ОО «Чтение художественной литературы». Тема: Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» 1. Дети сидят на стульчиках. -Ребята, к.

Сценарий развлечения «Не уронит честь казачью поколение наше» Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 47». Сценарий развлечения «Не уронит честь казачью.

Выставка «Новое платье для куклы»Выставка «Новое платье для куклы» Многие, наверное, до сих пор хорошо помнят все наряды, которые в детстве шила/вязала мама для наших кукол. Они казались нам необыкновенными,.

Эссе «Профессия-создатель будущего. Как выбирает профессию ребенок?» Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Дмитрий Менделеев Из того, что видит вокруг. Спросите любого малыша в детском.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогический проект «Новое поколение выбирает чтение»
Опубликовано: 13 октября 2016 в 15:33
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Новое поколение выбирает чтение»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Варламова (УИ 842513) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД