Ольга Варламова
Педагогический проект «Новое поколение выбирает чтение»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта: «Новое поколение выбирает чтение»
Тема проекта: «Приобщение детей к художественной литературе через чтение книг».
Аннотация
Данный проект разработан для детей средней группы детского сада.
Проект затрагивает вопросы воспитания желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием их действия.
Необходимое время для проведения проекта: 5 месяцев (январь – май).
Актуальность
Публикация «Педагогический проект „Новое поколение выбирает чтение“» размещена в разделах
Социологические исследования в нашей стране в XXI в., по сравнению с XX столетием, выявили негативные и неутешительные тенденции:
- заметное снижение интереса к чтению у дошкольников и школьников;
- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного чтения из-за того, что телевидение и компьютер вытеснили книгу из жизни детей.
Поэтому вопросы формирования интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания.
Приобщение детей к книге служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей. Чтение книг оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику, формирует мыслительную деятельность, учит анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книги – это, прежде всего, хранители знаний, которые передают духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяют людей разных времен и народов посредством слов. «Слово – великое оружие жизни», - писал В. О. Ключевский, а В. А. Сухомлинский утверждал, что «чтение – это окошко, через которое дети видят и познают себя».
Проблема:
Дети не любят слушать и читать художественную литературу.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Воспитание гражданской позиции через развитие устойчивого интереса к художественной литературе. Развитие свободной творческой личности ребёнка.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Активизировать работу по сотрудничеству профессиональных и общественных организаций.
2. Приобщать детей к книжной культуре, обогащать опыт общения с книгой.
3. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя.
4. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
5. Развивать творческие способности дошкольников. Создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность.
6. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.
8. Воспитывать бережное отношение к книге, как результату труда многих людей.
Ожидаемые результаты.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
1. Углубленные и систематизированные знания о фольклорных и литературных жанрах.
2. Сформирован интерес к иллюстрациям. Воспроизводят текст по рисункам.
3. Играют в театрализованные и сюжетно-ролевые игры.
4. Оформлен книжный уголок.
5. Создание «Книжкиной» больницы.
6. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с выбранной тематикой:
а) создание библиотеки;
б) подбор фонотеки;
в) создание уголка развивающих игр;
г) оформлен альбом рисунков.
7. Отношение детей к книге, как к источнику знаний и познавательных интересов.
8. Активное участие 90% родителей в реализации проекта.
9. Умение детей грамотно высказывать идеи и предположения.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с детской художественной литературой.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
I этап – Подготовительный (январь 2015):
- Изучение методической литературы, пособий и видеозаписей по данной теме;
- Знакомство с опытом работы специалистов других детских садов;
- Подготовка консультаций для родителей «Читаем детям», «Книга в жизни ребенка», «Играем в театр», «Рисуем сказку».
- Создание фонотеки по литературным произведениям для детей среднего возраста по программе «От рождения до школы».
II этап – Практический (январь 2015 - май 2015):
Проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта:
1). Цикл тематических недель по творчеству детских писателей и поэтов:
- Сказки Чуковского ;
- «Радость побежала по дорожке» В. Г. Берестова;
- «Что за прелесть эти сказки» - по произведениям А. С. Пушкина;
- «Герои русских народных сказок» - русские народные сказки;
- Легенды и сказки чувашского народа;
- Юмористические произведения Носова;
- «Стихотворный коллаж» - творческие работы.
2). Постановки сказок: «Асамла пурт» («Теремок», «Волшебный цветок»,
«Лиса – плясунья» (совместно с родителями воспитанников).
3). «День рождения Книги» - познавательно-развлекательная программа для детей и их родителей.
4). Поэтический конкурс «Русская зима».
5). «Ярмарка счастья» (встреча детей и родителей воспитанников с депутатом Чебоксарского городского Собрания депутатов
И. В. Клементьевой).
6). «Неделя детской книги» :
- экскурсия в детскую библиотеку имени А. Гайдара;
- «Читаем вместе» встреча депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов В. Д. Радина с маленькими читателями.
7). Сотрудничество с театром «Седьмой лепесток». Участие семей воспитанников в городском конкурсе «Воспитание».
8). Проведение акции «Подари детям книгу».
9). Познавательная игра «Волшебный мир сказок».
III этап – Заключительный (май 2015):
• Проведение литературной викторины «Давайте с книгами дружить» (итоговое мероприятие).
• Поэтический турнир: «Весна – красна идет».
• Выставка самодельных книжек - малышек, книжек – раскладушек, изготовленных руками детей и их родителей.
• Организация фотовыставки для родителей «Мы читаем».
• Презентация проекта «Новое поколение выбирает чтение».
Работа с родителями:
- конкурс чтецов;
- изготовление настольных театров;
- постановка чувашской народной сказки «Лиса - плясунья»;
- изготовление костюмов для постановок сказок.
- привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды, в частности: подборке детских книг; изготовлении масок, дидактических игр, книжек-малышек.
- акция «Подари детям книгу».
Вывод:
Детская художественная и научно-популярная литература – важный источник знаний об окружающем мире, средства воспитания чувств, развития мышления, воображения и памяти. Литературные произведения являются основой или стимулом для организации познавательных и этических бесед с детьми. Наглядный материал облегчает детям восприятие событий, явлений или норм, которых не было в личном опыте и которые они не могут непосредственно воспринимать. Зрительный образ способствует усвоению абстрактных понятий.
В результате реализации проекта дети научились сопереживать героям художественных произведений, они стали замечать настроение близких и окружающих их людей. В них пробудились гуманные чувства — доброта, протест против несправедливости, способность проявлять участие к окружающему их миру.
Произведения художественной литературы раскрыли перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Используя различные формы по приобщению детей к чтению, мы осуществили работу по привлечению родителей к ознакомлению детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и познавательную деятельность дошкольников.
Работа над проектом повысила компетентность родителей в данном направлении, пробудила у детей интерес к книге и детской литературе, установила партнерские взаимоотношения между всеми участниками проекта: педагогами ДОУ, детьми и их родителями, актерами театра «Седьмой лепесток», сотрудниками детской библиотеки им. А. Гайдара и депутатами Чебоксарского городского Собрания депутатов В. Д. Радиным и
И. В. Клементьевой.
Результативность проекта «Новое поколение выбирает чтение» в МБДОУ «Детский сад №146» г. Чебоксары
Оценка эффективности проекта осуществляется по следующим направлениям: дети, родители, сотрудники ДОУ. По результатам работы подтвердилась гипотеза, что художественно-творческое воспитание должно нести комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности. Воспитанники детского сада являются активными участниками следующих городских мероприятий:
• поэтический конкурс - «Русская зима», приняли участие
15 воспитанников (50%);
• «Ярмарка счастья», посвященная Всемирному дню счастья, приняли участие 30 воспитанников (100%, 24 родителя (законные представители) (80%, (встреча детей и родителей воспитанников с депутатом Чебоксарского городского Собрания депутатов
И. В. Клементьевой).
• «Читаем вместе» - встреча депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов В. Д. Радина с маленькими читателями на базе детской библиотеки имени А. Гайдара 30 воспитанников (100%);
• городской конкурс рисунков и словотворчества «Воспитание» 10 воспитанников (33%). Воспитанники заняли 2 призовых места.
• праздничных и музыкально-спортивных мероприятий городского уровня - 5, в которых приняли участие 30 воспитанников (100%, 25 родителей (законных представителей) (83%) и 20 педагогов;
- районных мероприятий: акции – 2, литерные чтения – 3, в которых приняли участие 30 воспитанников (100%, 24 родителя (законных представителей) (80%);
- конкурсы российского, регионального, городского уровня: рисунков, словотворчества, сказок, в которых приняли участие 30 воспитанников (100%, 26 родителей (законных представителей) (87%).
Показатели социального развития – динамика уровня развития воспитанников следующая: рост познавательной активности детей повысился на 50%.
Анализ результатов усвоения знаний показал: средний уровень - 34%, выше среднего 60%:
на начало проекта: низкий уровень – 9 воспитанников (30%)
средний уровень – 14 воспитанников (47%)
высокий уровень – 7 воспитанника (23%)
на конец проекта: низкий уровень – 2 воспитанника (7%)
средний уровень – 15 воспитанников (50%)
высокий уровень – 13 воспитанников (43%)
Повысилось качество продуктов социально-творческой деятельности, уровня социальной успешности всех участников проекта, их активность:
на начало проекта: низкий уровень – 8 воспитанников (27%)
средний уровень –18 воспитанников (60%)
высокий уровень – 4 воспитанников (13%)
на конец проекта: низкий уровень – 2 воспитанника (7 %)
средний уровень – 16 воспитанников (53%)
высокий уровень –12 воспитанников (40%)
Повысилась активность и заинтересованность родителей (законных представителей) в социально - общественной жизни дошкольного учреждения:
на начало проекта: низкий уровень – 7 родителей (23%)
средний уровень –18 родителей (60%)
высокий уровень – 5 родителя (17%)
на конец проекта: низкий уровень – 0%
средний уровень – 4 родителей (13%)
высокий уровень –26 родителей (87%)
Анализ общественного мнения среди родителей (законных представителей, воспитанников и сотрудников показал, что проект стал популярным, востребованным, возросла заинтересованность социальных партнеров, которые приняли активное участие в реализации проекта, и продолжают плодотворно сотрудничать с дошкольным учреждением:
1) Библиотека – детский информационный центр им. А. Гайдара – филиал №5 «Объединение библиотек города Чебоксары»;
2) МБОУ «СОШ №49»;
3) МБОУ «СОШ №47»;
4) Театр «Седьмой лепесток».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гербова А. В. "приобщение детей к художественной литературе", М, 2005г.
2. Гриценко З. А. "Положи твое сердце у чтения", М., 2004г.
3. Гриценко З. А. "Пришли мне чтения доброго. ", М., 2004г.
4. Гурович Л. М. "Ребенок и книга", СПб, 1999г.
5. Елисеева М. Б. "Книга о восприятии ребенка от рождения до 7 лет", М., 2008г.
6. Иванова О. А. "Учимся читать художественную литературу", М. ,2005г.
7. Тимофеева И. Н. "Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением", СПб, 2000г.
8. Ушакова О. С. "Развитие речи", М., 2000г.
9. Журналы «Дошкольное воспитание» №6 2015г., №4 2014г., №7 2014г., №3 2013г., №7 2012г., №4 2012г.
10. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса
11. Детская художественная и научная литература.