Светлана Сергеева
Опыт кружковой работы по развитию речи в разновозрастной группе детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет кружковой работы в разновозрастной группе (с 5 - 7 лет)
за 2022-2023 г.
Кружок «Говорушки»
Воспитатель: Сергеева С. П.
«Модель – это хорошая наглядность,
подсказка, зрительная опора»
В. М. Акименко.
Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения и культуры.
Публикация «Опыт кружковой работы по развитию речи в разновозрастной группе детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.
Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Основная задача ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. В последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.
Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает созданный кружок «Говорушки». Занятия кружка оказывают большое влияние на речевое развитие детей : стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат и т. д.
Направление программы кружка «Говорушки» - речевое развитие.
Возраст: 5 -7 лет.
Цель кружка : развитие речи детей средствами литературного творчества.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучать детей правилам передачи текста через пересказ литературного произведение с опорой на смысл и логику происходящих в нем событий, выражать свое эмоциональное отношение к литературным героям.
2. Формировать умение передавать игровые образы удерживая принятую роль во время разыгрывания сказки и моделируя игровое пространство для проведения театрализованной деятельности.
3. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен; умение строить речевое высказывание, адекватное в стилистическом, смысловом и ситуативном отношении.
4. Развивать умение понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта.
Условия реализации:
Весь процесс организую так, чтобы ребенок был позитивно настроен на общение, мог свободно общаться с другими детьми и взрослыми, если у него возникает такая потребность, мог говорить о своих чувствах. С учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, каждое занятие строится в форме игры. Во время деятельности создаю условия, которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его творческую энергию, создают положительный эмоциональный настрой для разворачивания разнообразных сюжетов в игре (индивидуально и со сверстниками, свободного комбинирования событий и персонажей из разных смысловых сфер; с одинаковой легкостью развертывать сюжет через роли (ролевые взаимодействия) и через режиссерскую игру, проигрывать эпизоды сюжета в чисто речевом повествовательном плане; быть инициатором игры-фантазирования со сверстником.
Использовались принципы для формирования программы кружка «Говорушки».
1. п. 1.4. 2 ФГОС ДО: Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
2. Принцип наглядности: использование моделей артикуляции звуков в качестве наглядности, дает детям возможность воспринимать звуковую единицу и «содержат» в себе образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
3. Принцип системности: работа кружка «Говорушки» направлена на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста (с 5 – 7 лет).
4. Принцип деятельностного подхода: организации работы кружка осуществляется с учетом ведущей деятельности детей : игровой и предметно – практической.
Основные направления работы кружка :
1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя.
Морфология
Синтаксис
Словообразование
4. Развитие связной речи : диалогическая, монологическая.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи :
различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
Методы развития речи :
1. Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии).
Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
2. Словесные
3. Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры и т. д.
Методы организации деятельности: продуктивный (рисование, лепка, объяснительно-иллюстративный (мнемотаблицы, рассказывание по картине, проблемный (ситуации, задачи).
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах.
Каждое занятие состоит из: зарядки для пальчиков, зарядки для язычка, стихотворения для развития речи, скороговорки и чистоговорки.
Поставленные задачи реализую через содержание.
В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда:
- дидактические игры;
- кукольный театр;
- костюмы и маски;
- сюжетные картины и т. д.
В «Речевом уголке», размещена: художественная литература, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделана подборка артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, дыхательной гимнастики, составлена картотека дидактических игр по следующим направлениям:
• Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание".
• На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?», «Кто больше?» «Из какой сказки персонаж?».
• В работе над звуковой стороной речи «Замени звук», «Какого звука не хватает», «Измени слово» и т. д.
Одним из этапов в развитии речи является работа над выразительностью речи. В процессе выразительности реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?».
Творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать выбор, сотрудничать со сверстниками. Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например, в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.
Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?».
В процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение.
В работе над формированием звуковой культуры речи использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки. Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности.
Так же в работе использую игры-драматизации, в которых дети принимают участие с большим интересом.
Целенаправленно и систематически проработав с детьми 2022-2023 г. в рамках кружка могу сделать следующие выводы:
• развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи.