Приложение МААМ

«От зерна до каравая». Конспект НОД в старшей группе

Ирина Клим
«От зерна до каравая». Конспект НОД в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к этапам выращивания хлеба через приобщение к трудовой деятельности в процессе самостоятельного решения проблемной ситуации.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие» :

1) знакомить дошкольников с процессом производства хлеба;

2)систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений;

3) развивать воображение и творческую активность детей;

Публикация «„От зерна до каравая“, Конспект НОД в старшей группе» размещена в разделах

4) создать условия в процессе образовательной деятельности для самостоятельного разрешения проблемной ситуации.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» :

1) воспитывать уважение к труду людей разных профессий и бережное отношение к результатам их труда;

2) развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;

3) обучать детей способам взаимодействия со сверстниками.

ОО «Речевое развитие» :

1) знакомить с различными фольклорными формами (пословица, загадка, поговорка;

2) развивать речь дошкольников путем обогащения их словарного запаса;

3) развивать связную речь дошкольников.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» :

1)формировать умение работать с тестом;

2) формировать умение радоваться результатам своего труда.

ОО «Физическое развитие» :

1) совершенствовать двигательные навыки дошкольников;

2) формировать у детей потребность в двигательной активности;

3) развивать мелкую моторику у дошкольников.

Предварительная работа: словарная (агроном, хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь, мукомол, мельник, комбайн, сеялка, трактор, элеватор, дрожжи, начинка, духовка, противень, зерно, колос, пахать, боронить, молотить, сортировать, замешивать, выпекать; названия хлебобулочных изделий; пословицы и поговорки).

Ход занятия:

Дети входят в зал и садятся на стулья.

Воспитатель: Расскажу я вам, ребята, одну быль – небылицу. Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а в городе Архангельске, в детском саду «Золотая рыбка» дети посадили зёрнышко. А нашли они это зёрнышко на окошке. Это зёрнышко принёс им сизый голубь. Прошло с той поры немало времени, и в группе у детей выросло чудо – дерево. Чудо – чудо расчудесное. А на дереве том растут не бананы и не апельсины, а булки да батоны, ватрушки да печенье. Хорошо теперь детям. Они не будут завтракать, обедать, а только срывать с дерева ватрушки, пирожки и батоны. Они будут их кушать и других детей угощать. Вот такое чудо – дерево растёт у ребят.

Воспитатель: Что здесь неправда? (выросло дерево с булками, дети не будут есть ничего кроме хлеба). А чему можно поверить? (посадили дети зернышко, будут других детей угощать).

Воспитатель: Почему нельзя питаться одним хлебом? (человеку нужны не только те витамины, которые есть в хлебе, но и другие – из овощей, фруктов, мяса и рыбы).

Воспитатель: Какие хлебные изделия выросли на нашем дереве? (хлеб, батон, пирожок, ватрушка, печенье, сушка, бублик, калач, колобок, пряник, сухарь и т. д).

Воспитатель: Подумайте и ответьте: какой бывает хлеб? (мягкий, черствый, теплый, ароматный, вкусный, белый, черный, горячий, свежий, аппетитный).

Воспитатель: А как хлеб попадает к нам на стол? (мы покупаем его в магазине).

Воспитатель: Правильно, но перед тем, как попасть в магазин, хлебушек проходит очень длинный и очень интересный путь, а какой – мы сейчас узнаем.

Воспитатель: У меня есть картинки, на которых изображен весь путь хлебушка от зернышка до нашего стола (проводится игра «Расставь правильно» - дети по цепочке подходят к мольберту и выставляют по одной картинке, сопровождают выбор высказыванием своей точки зрения; воспитатель комментирует, объясняет непонятные слова).

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на наш волшебный экран и проверим, правы мы с вами или нет (показ презентации «От зерна до каравая»; на соответствующих этапах появляется проросшая пшеница, пшеничные колоски).

Воспитатель: Сначала хлеборобы готовят землю к посеву. Трактора вспахивают землю, одновременно перемешивая её с удобрениями, необходимыми для лучшего роста. Трактор тянет за собой тяжелый плуг, который глубоко вспахивает землю. После этого землю нужно бороновать, чтобы поле стало ровным, без комков. Борона – это специальный механизм, похожий на большие грабли с очень острыми стальными зубьями, который рыхлит землю, чтобы проходили в неё воздух, влага и тепло. После такой обработки земля становится рыхлой и готовой к посеву. А для высевания зерна используют сеялки – специальные механизмы, которые ровными рядами укладывают в землю зёрна пшеницы или ржи. Наступают жаркие летние деньки. Взошла наша пшеница. Мы с вами ведь тоже пшеницу проращивали (показать). Посмотрите, какая она нежная, зеленая, для вредителей просто объедение. У нас зернышек немного, а представьте, как быть агрономам, которые за огромные поля отвечают? Агроном знает всё о болезнях и вредителях, которые могут помешать росту и даже загубить весь урожай. Осматривает он растения и видит, что нападают на поле жуки – вредители на хлебное поле. Тогда обращается агроном к летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля и уничтожают вредителей. Летит самолет над полем и распыляет это лекарство. Уберегли урожай, посмотрите какое поле красивое – его называют «Золотая нива». И правда, как будто золото на поле! Посмотрите, зерна хлебушка каждый в своем домике (показать колос). Наконец урожай наш созрел. И опять без машин не обойтись – на поля выходят комбайны, которыми управляют комбайнеры. Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зернышки, и они по специальной длинной трубе высыпаются в грузовые машины. Машинами управляют шоферы. По сигналу комбайнера машина, полная зерна, уезжает, а вместо неё подъезжает другая. Ни минуты времени нельзя терять, поэтому когда начинают убирать с полей хлеб, даже ночью приходится работать. Зерно отвозят в специальные хранилища – элеваторы. Там зерно сушат. Ребята, вы запомнили, из чего пекут хлеб? (из муки).

Воспитатель: В древние времена зерно перемалывали с помощью больших и тяжелых камней, позже – на мельницах. В настоящее время машины и механизмы, работающие на электричестве, помогают людям справиться с этим непростым, но очень важным делом. Давайте мы с вами тоже побудем немного мельниками и попробуем сделать муку сами. Для этого у меня есть такой маленький механизм, называется он кофемолка, т. е. предназначен для того, чтобы размолоть зерна кофе и приготовить напиток. Но мы сегодня используем кофемолку для того, чтобы перемолоть пшеницу в муку (показ опыта детям). Кем мы были, когда мололи муку? (мельниками). У нас зерна немного, поэтому хватило маленького механизма, а когда нужно много муки, зерно отвозят на мукомольные заводы. Готовую муку отвозят на хлебозавод, где замешивают тесто для хлебушка. И вот наконец свежий, ароматный, теплый хлеб привозят в магазин, где ваши родители его покупают, чтобы у вас на столе было вкусно и сытно. Вот сколько людей и машин должно потрудиться, чтобы мы могла принести домой, например, обычный батон. Много рук к зерну прикасается, многие люди своё тепло и любовь отдают, и поэтому хлеб получается таким вкусным!

Воспитатель: а теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Из зернышка в колосок».

Дети стоят в кругу. Им предлагается превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). Взрослый – агроном – поливает их (гладит по голове и телу, ухаживает. Семечко медленно растёт, раскрываются листочки (руки поднимаются, растёт стебелёк (вытягивается тело, появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски колышутся. Поспел урожай. Приезжай, убирай! (дети садятся на стулья).

Воспитатель: А сколько загадок о хлебе придумали люди! Сейчас я загадаю, а вы попробуйте отгадать.

1. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

к солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

будет целая семья.

(Зерно) 2. Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет.

(Комбайн)

3. В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто –

Есть мясо или капуста.

(Пирожок)

4. Золотист он и усат,

В ста карманах - сто ребят.

(Колос) 5. Вот он –

Тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол –

Он пожаловал – пришёл. В нем –

Здоровье, наша сила,

В нем –

Чудесное тепло.

Сколько рук

Его растило,

Охраняло, берегло! (Хлеб)

Воспитатель: Молодцы какие, все загадки отгадали!

Воспитатель: Хлеб - это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Хлеб – это составная часть нашей пищи, без которой человек не сможет долго прожить. Поэтому к нему следует бережно относиться, т. е. не бросать на пол, не топтать. Хлебу отводится особое место и в религиозных ритуалах разных народов. Для религиозных праздников готовят специальные виды хлеба: кулич, просфора, лаваш. Хлебушек, который кушают в разных странах, разный по своему составу, внешнему виду, способам приготовления. У некоторых - хлеб хрустящий, мягкий, у некоторых - ломкий, тонкий, но все люди мира знают, что "Хлеб - это наше богатство, достояние", и они с достоинством к нему относятся. Без хлеба человеку трудно прожить; он не сможет полноценно завтракать, обедать, ужинать, если не будет хлеба. Караваем встречают жениха и невесту на свадьбе (картинка, это очень старая традиция. Давным – давно люди начали выращивать хлеб и с тех пор придумали очень много пословиц и поговорок о нем. Давайте сейчас мы некоторые из них вспомним. Встаньте в круг, я встану в середину и буду бросать вам мяч. К кому мячик прилетит, тот пословицу о хлебе и называет (проводится игра).

Воспитатель: Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец". Что можно сделать с оставшимся хлебом, хлебными крошками? (покормить птиц).

Воспитатель: Муки мы намололи, можно и булочек напечь. Только тесто у нас соленое, из него мы напечем вкусностей, высушим, раскрасим и будем продавать во время игры в магазин (лепка).

Воспитатель: Молодцы, ребята, славно потрудились сегодня! Сорвите с нашего волшебного дерева, что вам больше по душе и угощайтесь на здоровье.

Публикации по теме:

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «От зёрнышка до каравая» Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская. Цель: создать условия.

Конспект НОД по ПДД в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 39» Конспект непосредственно.

Конспект НОД по ПДД в старшей группе Открытый НОД по обучению детей ПДД в старшей группе. «Помощь Светофору» подготовила и провела: Заболотная С. В. Программное содержание: •.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Теремок» Конспект составила старший воспитатель Нестеренко Л. С. Тема: пересказ русской народной сказки «Теремок». Цель: развитие связной речи детей.

Конспект НОД в старшей группе. Конспект НОД в старшей группе «Путешествие с Капитошкой». (развитие естественно-научных представлений) Подготовила воспитатель высшей категории.

Конспект НОД по математике в старшей группе Цели: Образовательные: Продолжать учить называть дни недели. Соотносить цифры с количеством предметов. Продолжать устанавливать соответствие.

Мини-музей «От зерна до каравая»Мини-музей «От зерна до каравая» В ноябре 2014 года ребята средней группы вместе с воспитателем организовали в группе мини-музей "От зерна до каравая", целью которого было.

Проект «От зерна до каравая» Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой главной святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: «Хлеб всему голова!».

Конспект НОД в старшей группе «Моя семья» Конспект НОД по познанию (Формированию целостной картины мира) «Моя семья». Цели:1. Сформировать представление о семье (родственных отношениях).

Занятие по экспериментированию «Кофейные зерна» Цели: рассказать об истории появления кофе, учить детей логически мыслить, делать выводы. Сегодня мы с вами поговорим о кофе, для начало.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«От зерна до каравая». Конспект НОД в старшей группе
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 21:25
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««От зерна до каравая». Конспект НОД в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Клим (УИ 363828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД