Тамара Степаненко
Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «От зёрнышка до каравая»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности : игровая, восприятие художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Цель: создать условия для открытия новых знаний в исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательная:
- Повышать уровень развития ребенка.
- Закреплять знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб - богатство нашей страны.
Публикация «Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „От зёрнышка до каравая“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Формировать у детей представления о том, как из муки приготовляют различные кондитерские изделия, познакомить с профессией людей, участвующих в изготовлении хлеба.
- Развивать у детей познавательный интерес, творческие способности; познавательные способности - речь, память, внимание, активность и мелкую мускулатуру пальцев.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей.
- Оздоровительная:
- Формировать у детей представления о значении хлеба для здоровья человека, что «Хлеб - всему голова!», «Без хлеба нет обеда!»
Активизация словаря:
- колос, рожь, пшеница, косить, жать, молотить, элеватор, тракторист, комбайнер, мельник, пекарь, агроном, мукомолы, хлебобулочные изделия, хлебозавод.
Закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе.
Предварительная работа:
- Беседа о том, как собирают урожай хлеба, разучивание стихов о хлебе, чтение рассказов о том как выращивают хлеб, пословиц, отгадывание загадок о хлебе, рассматривание иллюстраций «Золотая рожь», Д\И «Профессии».
Методы: объяснительно-иллюстрированный, продуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.
Наглядный материал и оборудование: колосья пшеницы и ржи, мука пшеничная и ржаная, хлеб пшеничный и ржаной, хлебобулочные изделия, кукла Василиса, ноутбук, магнитофон, соленое тесто, вертушки.
Ход НОД:
Дети становятся в круг и хором говорят слова приветствия:
Я- твой друг и ты мой друг
Встанем все скорее в круг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дыхательная гимнастика:
«Ветреная мельница»
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. (Воспитатель приглашает детей в магазин с вывеской «Булочная», где разложены булочные изделия.
Воспитатель:
Ребята представьте, что мы с вами зашли в булочную. Посмотрите, как много хлебобулочных изделий. Назовите их - батон, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, ватрушки, торты. Такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Давайте рассмотрим иллюстрации, что же было раньше.
Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем камнями люди научились растирать зерна и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжелым, не таким вкусным как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста. Без хлеба не обходится ни одного застолья. Гостей на Руси встречают всегда с хлебом и солью. И даже пословицы сложили про хлеб: «Хлеб - всему голова!», «Худой обед, если хлеба нет!», «Будет хлеб, будет обед!»
В гости приходит кукла Василиса, приносит с собой гостинцы для детей. (в корзине - хлеб и колосья пшеницы, ржи.)
Загадывает загадки:
Рос сперва на воле в поле,
летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
он зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом.
А пришел на стол к нам – чем? (хлебом)
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый,
он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый (хлеб)
В ста карманах, сто ребят
Что это? (колосья)
Рассматриваем и сравниваем колосья:
Зерна пшеницы круглые, желтоватые, а у ржи длинные, сероватые (Гербарий)
Воспитатель:
У созревшей пшеницы
Стебелек клонится
Он не может устоять
Тяжелый колос удержать.
Приглашаю вас поиграть в игру «Колосья» (музыкальное сопровождении, игра имитация)
В землю зернышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал, и расточек прорастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся. (2раза)
Воспитатель:
Ребята было время, когда кусочек хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время В. О. войны. Не было зерна и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды. И такой хлеб давали по маленькому кусочку на весь день.
Хлеб – всему голова! Хлеб главное богатство нашей страны и его надо беречь. Хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощенья за это.
Сегодня в магазине хлеба, сколько хочешь, но к нему надо относиться с уважением, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появился и на полке в магазине.
Ребята давайте придумаем ласковые слов.
Игра «Назови ласково» (в кругу с мячом)
Хлеб-хлебушек.
Булка-булочка.
Сухарь-сухарик.
Печенье-печеньице.
Пряник-пряничек.
Калач-калачик.
Пирог-пирожок.
Ватрушка - ватрушечка….
Воспитатель:
Скажите, а кто же занимается выращиванием зерна? Давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба. Агроном, тракторист, комбайнер, летчик, грузчики, шофер, мукомолы, пекаря. Хлеборобы уже зимой начинают думать о будущем урожае – делают снегозадержание, чтобы в почве было много влаги и выросло больше хлеба.
Трактористы вывозят на поле удобрения, для будущих всходов. Удобрения для растений, как витамины для ребят. Весной в поле выходят трактора. У трактористов много работы: нужно вспахать, разрыхлить землю – приготовить мягкую постель для зёрен. Недаром, говорят: «Весенний день – год кормит». На вспаханное поле вышли сеялки, которые сеют сразу в три ряда. Зёрна падают в землю ровно. Поля огромные и можно быстро засеять только с помощью техники. Затем трактористы боронят засеянное поле.
Идёт время, зёрна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже всё поле в золотых колосья Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья качаются, как волны
Наступает осень. Колосья стали золотыми, созрела рожь, пшеница. Пришла пора убирать урожай. Нельзя медлить: колосья могут осыпаться и зёрна упадут на землю. В поле вышли комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, отделяя зёрна от колосьев. Спешат комбайнеры
собрать урожай, пока стоит хорошая погода.
Собран урожай. Машины везут зерно в новый дом – огромный элеватор, где хранится зерно. Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, где его размалывают в муку с помощью электрических мельниц. Муку в специальных машинах везут на хлебозаводы и в пекарни. Пекари пекут из муки хлеб, батоны, булки. Хлеб привозят в магазины специальные машины. В магазинах люди покупают хлеб.
Воспитатель:
Я помню, как руки трудились упорно, чтоб в землю посеять янтарные зерна.
Почему, хлеб и булочки вкуснее муки?
Чтобы приготовить хлеб, нужна не только мука, но и другие продукты: дрожжи, вода, соль, сахар, масло. Ваши мамы пекут пироги только для своей семьи, а на хлебозаводах пекут большое количество хлеба, булок, пряников, печенья. Руками месить тяжело, ведь его очень много. Потому на хлебозаводах выпекают хлеб машины.
Игра «Собери каравай» разрезные картинки.
Воспитатель:
Ребята, а вы хотите поработать пекарями?
Давайте испечём булочки, крендели, пряники, печенье для наших кукол.
Пальчиковая гимнастика:
Дождик. Дождик, поливай-
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки
Затем дети приступают к лепке из соленого теста угощение для кукол
При этом приговаривая чистоговорки:
Жок, жок, жок-это пирожок;
Шки, шки, шки- мама жарит пирожки;
Ач, ач, ач - вот лежит калач;
Чи,чи,чи-на праздник будут калачи.
В конце занятия дети получают угощение каравай от Василисы, любуются им и называют какой он: вкусный, мягкий, пшеничный, свежий, душистый, румяный, круглый, полезный и т. д.
Воспитатель:
Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб-хозяин дома, всему он голова!
Крепкою державой
Его звали встарь
Хлебушек по праву
В государстве - царь!
Итог:
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Что вы узнали о хлебе? Что вам запомнилось и понравилось сегодня?