Аноним
Упражнения «От ритма к слову»
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.
Публикация «Упражнения „От ритма к слову“» размещена в разделах
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других речевых способностей.
Речь ребенка, особенно перед выпуском в школу, должна быть хорошо развита. Только тогда она будет способствовать расширению возможностей детей для реализации своего потенциала и удовлетворению потребностей в общении, установлению новые контактов в группе сверстников. Недостатки произношения отягощают состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем стоит начать заниматься работой над ритмом как можно раньше.
Ритм бывает простым и сложным.
Простой ритм представляет собой последовательное чередование звуков, равных по силе и высоте:, . Отличается только количество звуков в ритмическом ряду.
В сложном ритме звуки различаются и по высоте, и по силе, и по количеству:, ---, .
Упражнения для развития ритма
Упражнение 1.
На столе перед ребенком выкладывается ритмический рисунок, например, полет пчелки по цветам, или прыжки лягушки по кувшинкам.
Ребенок должен отхлопать предлагаемый ритмический рисунок.
Упражнение 2.
Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке).
Упражнение 3.
Сравни ритмы : взрослый отхлопывает два ритма и просит ребенка сказать, чем они отличаются (количеством хлопков, чередованием пауз и т. д. !;).
Упражнение 4.
Узнай ритм.
На столе перед ребенком лежат карточки с графическим обозначением ритмического рисунка.
Взрослый отхлопывает ритм и просит ребенка соотнести его с ритмическим рисунком, записанным символами.
Упражнения со звуками
Упражнение 1.
Посчитай и скажи.
Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике.
Упражнение 2.
Поем вместе.
Взрослый и ребенок вместе пропевают звуки: А, У, И, О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО.
Упражнение 3.
Эхо.
Ребенок произносит ряд гласных за взрослым:
• плавно/отрывисто;
• громко (тише, совсем тихо);
• со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи, разных животных);
• быстро/медленно.