Виолета Казарян
От продуктивных видов речевой деятельности — к рецептивным
▼ Скачать +Заказ
Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь (или чаще в логопедии говорится о самостоятельной письменной речи, под которой имеются в виду письменные высказывания, имеющие коммуникативную направленность — сочинения). Письменная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение. При наличии диагностических признаков неблагополучия в продуктивных высказываниях или жалоб со стороны родителей рекомендуется проводить исследование по изучению состоянии рецептивных видов деятельности : аудирования и чтения.
Публикация «От продуктивных видов речевой деятельности — к рецептивным» размещена в разделах
Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей их использования переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной.
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей.
При изучении детей дошкольного возраста так же должны быть учтены следующие принципы:
- онтогенетический принцип (учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);
- этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);
- деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности) :
- взаимосвязь речевого и общего психического развития.
В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.