Лилия Невская
От диагностики к формированию жизненных компетенций у детей с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Невская Лилия Леонидовна,
Кировское областное государственное
общеобразовательное бюджетное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья пгт Опарино», учитель-дефектолог,
пгт. Опарино
От диагностики к формированию жизненных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Публикация «От диагностики к формированию жизненных компетенций у детей с ТМНР» размещена в разделах
- Диагностика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Аннотация. В статье отражены вопросы, связанные с проведением диагностики детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Представлена деятельность педагогов по преодолению проблем, возникающих при проведении диагностики детей с ТМНР.
Ключевые слова: дети с ТМНР, жизненная компетенция, диагностика, СИПР, критерии оценки, психолого-педагогическое обследование, эффективность процесса обучения.
Формирование жизненных компетенций детей с тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения является одной из важнейших задач деятельности педагогов филиала: Мурыгинский детский дом-интернат «Родник» Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Опарино».
С 2020 года в рамках базовой образовательной организации Института развития образования Кировской области ведется экспериментальная работа по теме «Психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития как основа для разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития», являющаяся актуальной и практико-ориентированной для педагогов и специалистов.
Цель экспериментальной деятельности – разработка и апробация алгоритма работы педагогов и специалистов по формированию жизненных компетенций у детей с тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения и распространение данного опыта в образовательные учреждения.
Какие результаты мы ожидали получить?
1. Апробация и внедрение диагностического материала и методических рекомендаций для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке СИПР.
2. Работа над формированием жизненных компетенций – это совместная деятельность специалистов, педагогов, родителей. Поэтому отработка алгоритма совместной деятельности всех перечисленных участников является одним из важнейших результатов совместной работы.
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) представляют собой полиморфную группу, в которую входят лица с различными сочетаниями разной степени выраженности сенсорных, двигательных, интеллектуальных нарушений, вариативность которых не позволяет педагогам обучать таких детей по типовым адаптированным основным образовательным программам и создаёт необходимость индивидуального подхода к организации их обучения.
Современные исследователи (В. И. Лубовский, И. Ю. Левченко, Н. М. Назарова, Т. Н. Симонова, А. М. Царёв и др.) отмечают обязательность создания специальных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей данной категории. Специфика этих потребностей выражается в необходимости уделять особое внимание формированию жизненных компетенций ребёнка, которые понимаются как способность реализовывать полученные «академические» знания для решения жизненных проблем и задач в конкретных житейских ситуациях.
Формирование жизненных компетенций обеспечивает становление активного взаимодействия ребёнка с окружением и является условием присвоения и использования им академических достижений. Однако практика показывает, что до настоящего времени в образовательных учреждениях, где обучаются дети с ТМНР, наблюдается дефицит научно обоснованных технологий диагностики.
Диагностика детей с ТМНР на первоначальном этапе обучения является в настоящий момент актуальной задачей. Основная проблема состоит в том, что оценивается в полном объёме навык, состоящий из нескольких операций. В этом случае выявить улучшение в воспроизведении отдельных операций, входящих в состав навыка, весьма сложно. Отсутствие адаптации некоторых заданий для детей с сенсорными нарушениями, объёмный диагностический инструментарий и трудности оценки динамических изменений в развитии ребёнка также являются проблемой диагностики.
В настоящее время в специальной педагогике можно выделить противоречие, характеризующее состояние помощи детям с ТМНР между потребностями в эффективных методах оценки актуального развития ребёнка, выявления имеющихся умений, знаний, обоснования включения образовательных задач по учебным предметам и коррекционным курсам в специальную индивидуальную программу развития (СИПР) и отсутствием соответствующего диагностического инструментария.
На законодательном уровне закреплено право детей, имеющих тяжёлые множественные нарушения развития, на образование. В данной концепции впервые вводится понятие «жизненной компетенции» как способности реализовывать полученные «академические» знания для достижения личных целей. Формирование жизненных компетенций имеет особое значение для детей с ТМНР, так как происходит ориентация образовательного процесса этих детей прежде всего на социализацию.
Следует отметить, такие дети нуждаются и в объективной оценке их потенциальных возможностей, что невозможно без изменения подходов к процедуре диагностики, так как именно её результаты влияют на определение образовательного маршрута такого ребёнка. Критериями оценки при проведении диагностических мероприятий становятся степень самостоятельности ребёнка и размер помощи, необходимой ему для выполнения той или иной деятельности. Снижение потребности в помощи становится показателем положительной динамики в развитии ребёнка, имеющего тяжёлые множественные нарушения развития.
Также следует учитывать, что за определённый период ребёнок может освоить не навык в полном объёме, а лишь часть операций, включённых в него, что при традиционном способе диагностики не будет учтено, то есть не будет отражать реальных динамических изменений в развитии ребёнка.
В настоящее время имеется ряд методик, преимущественно зарубежных. В процессе применения данных методик при обследовании детей с выраженными нарушениями развития мы столкнулись с рядом трудностей.
Главной проблемой являлась оценка целого навыка, состоящего из нескольких операций, что в процессе диагностики искажало результаты. Это происходило потому, что ребёнок с ТМНР за диагностический период осваивал часть операций данного навыка, при этом навык в полном объёме оказывался для него недоступным, что при оценке не могло быть учтено.
Таким образом, полученные при обследовании результаты не соответствовали реальным динамическим изменениям в его развитии. Также некоторые задания не учитывали возможное наличие сенсорных и двигательных нарушений у ребёнка. Однако невыполнение заданий, предполагающих сохранность зрительного и слухового анализаторов, ребёнком с сенсорными нарушениями не может служить объективным показателем оцениваемого навыка. Объёмный диагностический инструментарий затрудняет его применение и существенно увеличивает время, необходимое для проведения обследования, в связи с быстрой утомляемостью детей. Мы пришли к выводу, что данные методики не всегда могут быть эффективными при диагностике детей с выраженными нарушениями развития.
Специалистами Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития города Пскова разработаны диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке СИПР.
Авторами разработаны специальные диагностические пробы для проведения оценки уровня развития обучающихся с нарушениями интеллектуального развития, ТМНР, определены диагностические условия, параметры оценивания и критерии оценки. Для фиксации и структурирования полученной в ходе обследования информации представлены диагностические карты к диагностическим пробам по учебным предметам и коррекционным курсам. Разработанный диагностический материал позволяет конструировать схему психолого-педагогического обследования, даёт возможность индивидуализировать диагностический процесс.
Психолого-педагогическое обследование проводится с целью оценки актуального развития ребёнка, выявления «зоны ближайшего развития», определения содержания обучения на предстоящий учебный год. Роль психолого-педагогического обследования возрастает в связи с необходимостью обеспечения доступного образования.
Направления психолого-педагогического обследования носят комплексный характер, поскольку результатом обследования должно быть целостное представление о ребё нке: двигательное и психическое развитие; владение доступными видами деятельности; сформированность представлений об окружающем мире, математических представлений; социальное взаимодействие. Содержание психолого-педагогического обследования напрямую связано с содержанием программно-методического материала. Полученные в процессе диагностики результаты позволяют оценить актуальное развитие обучающегося и определить перспективы дальнейшего развития.
Психолого-педагогическое обследование организуется таким образом, чтобы получить максимально точные данные об имеющихся у обучающегося особенностях и потенциальных возможностях. Диагностику проводим на специально организованных занятиях, в режимные моменты, наблюдаем за поведением ребёнка в свободной деятельности. Оценка результатов психолого-педагогического обследования обеспечивает возможность выявить и зафиксировать даже незначительные изменения в развитии каждого ребёнка по оцениваемым параметрам, которые отражают динамику овладения содержанием программного материала по учебным предметам и коррекционным курсам. Результатом обследования является выбор из программного материала в СИПР образовательных задач, сформулированных в виде ожидаемого результата обучения. Апробация и исследование данного диагностического инструментария доказала его эффективность.
Образование детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития осуществляется на основе специальной индивидуальной программы развития, учитывающей их специфические образовательные потребности. СИПР отражает общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей специалистов и родителей в организацию образования и психолого-педагогического сопровождения обучающегося. СИПР исходит из структуры нарушений, образовательных потребностей и потенциальных возможностей обучающегося.
Анализ современных исследований по проблеме обучения детей с ТМНР и обзор практического опыта работы с такими детьми позволил нашему педагогическому коллективу сделать следующие выводы:
1. Для оценки актуального развития ребёнка, выявления имеющихся знаний, умений, обоснования включения образовательных задач (ожидаемых результатов обучения) по учебным предметам и коррекционным курсам в СИПР необходимо деление исследуемых параметров на более мелкие.
2. Адаптировать задания необходимо таким образом, чтобы состояние анализаторных систем не влияло на процесс диагностики и обработку результатов.
3. Эффективность процесса обучения детей с ТМНР во многом зависит от качества коррекционной работы, адекватной особым образовательным потребностям и соблюдающей специальные условия, на всех этапах развития ребёнка.